ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://oilcapital.ru

    10 октября 2017

    Южный вектор морских проектов

    Scarabeo 9 пришла в Черное море. Буровая платформа итальянского подрядчика Saipem ошвартовалась в румынском порту Констанца, где она пробудет примерно два месяца для монтажа буровой вышки, демонтированной на Канарах для прохода под мостами пролива Босфор. Плавающая под багамским флагом Scarabeo 9 – одна из наиболее современных буровых установок, предназначенных для глубоководного бурения.

    Scarabeo построена в 2009 году, имеет длину 115 метров при ширине 86,33 метра. Высота буровой превышает 80 метров, что не позволяло ей пройти Босфор в неразобранном виде. Scarabeo 9 может работать на глубинах до 3,65 километра и бурить на 15,24 километра от поверхности дна.

    Новые проекты в Черном и Азовском морях

    Установка арендована итальянской добывающей компанией Eni для бурения в российской части Черного моря. После монтажа буровой вышки Scarabeo 9 отправится к берегам черноморского побережья России, где пробурит первую скважину на участке Вал Шатского Западно-Черноморской площади в 100 километрах от Новороссийска. Согласно заключенным в 2012 году договоренностям Eni с «Роснефтью», итальянская компания полностью оплатит геологоразведочные работы. В проекте разведки и разработки Вала Шатского у итальянцев 33%, остальное принадлежит российской компании. Ожидается, что работы по строительству скважины на Вале Шатского обойдутся Eni в порядка $100 млн.

    Согласно оценкам «Роснефти», ресурсный потенциал Западно-Черноморской площади может составлять порядка 1,36 млрд тонн условного топлива.

    В мае 2017 года глава «Роснефти» Игорь Сечин и исполнительный директор Eni Клаудио Дескальци подписали договор о разведочном бурении в акваториях Черного и Баренцева морей. Первую поисково-оценочную скважину на Вале Шатского планируется пробурить в декабре 2017 года на глубинах в 2,2 километра.

    У «Роснефти» есть еще два участка в российской части Черного моря: Туапсинский прогиб и Южно-Черноморский лицензионный участок. По информации «Роснефти», они исследованы хуже, чем Западно-Черноморская площадь.

    Министерство энергетики России утверждает, что «Роснефть» выполнит свои планы на всех трех лицензионных участках.

    Глубоководное бурение является подсанкционным как со стороны США, так и Евросоюза.

    Но Eni получила специальное разрешение от ЕС и итальянских властей на продолжение сотрудничества с российской ВИНК в этом направлении.

    По словам заместителя начальника управления промышленной безопасности и охраны труда в сегменте шельфовых проектов «Роснефти» Кирилла Ковальского, работы будут вестись при участии международных экспертов.

    ExxonMobil, заключившая аналогичное соглашение по лицензионному участку Туапсинский прогиб с извлекаемыми ресурсами 1,5 млрд тонн условного топлива, получила отказ властей США в разрешении на бурение в этом черноморском проекте с «Роснефтью». Американская компания оценивала свои потери в $1 млрд. Обе компании уже оплатили значительные объемы геологоразведки на обоих лицензионных участках. На Южно-Черноморском лицензионном участке «Роснефть» в 2016 году выполнила инженерно-геологические изыскания на трех площадках, выбирая оптимальные условия для планируемого бурения первой поисковой скважины. Потенциал участка оценивается ВИНК в 374 млн тонн условного топлива извлекаемых ресурсов.

    Из последних реализованных проектов в южных морях можно отметить начало добычи в 2016 году на месторождении Новом. По итогам года на этом месторождении в Азовском море добыто 9,4 тыс. тонн нефти из расконсервированной в сентябре 2016 года скважины Новая-1.

    Месторождение с начальными извлекаемыми ресурсами 2,4 млн тонн нефти было открыто в Азовском море в 2007 году. Разработкой проекта освоения месторождения занимается «Приазовнефть» – совместное предприятие «Роснефти» (51%) и ЛУКОЙЛа (49%). Компании вложили в проект порядка 2,9 млрд руб. В 2016 году Новое было введено в опытно-промышленную эксплуатацию: месторождение обустроено, с берега пробурена наклонно направленная скважина. К настоящему времени накопленная добыча нефти превысила уровень 30 тыс. тонн. На 2018 год запланировано бурение второй скважины (разведочной). По словам вице-президента ЛУКОЙЛа Ильи Мандрика, по результатам разведки будет принято решение о дальнейших планах по развитию этого проекта. Эксперты отмечают комплексный подход «Приазовнефти» к освоению Нового и эффективную реализацию природоохранных мер.

    Прорыв года на шельфе Египта

    До конца 2017 года стартует промышленное освоение крупнейшего газового проекта на месторождении Зор в Средиземном море. Уже в 2019 году добыча на месторождении должна достичь 76,5 млрд м3 газа. Всего на этом глубоководном активе Eni (90%) и BP (10%) планируют пробурить 254 скважины на глубинах до 1,7 километра.

    В конце 2016 года «Роснефть» подписала с Eni сделку по приобретению доли в крупнейшем газовом проекте в Средиземном море. Российская компания рассчитывала стать участником концессии по разработке этого крупнейшего газового проекта со своими давними европейским партнерами: Eni, с которой реализуются два перспективных проекта на шельфе российских морей, а также BP, владеющей 19,75% в «Роснефти». Стоимость доли, приобретаемой российской компанией у Eni, составляла $1,125 млрд. Кроме того, «Роснефть» должна была выплатить итальянцам $450 млн исторических затрат 2016 года.

    Совокупные инвестиции российской компании в ближайшие четыре года должны были составить $4,5 млрд.

    Однако новые санкции, введенные США в отношении России, могут отразиться на реализации египетского проекта. К началу сентября 2017 года, спустя всего два года после открытия в 2015 году этого глубоководного месторождения с ресурсным потенциалом 850 млрд м3, инфраструктура разработки Зора была готова на 80%. Судьба подписанной с «Роснефтью» сделки под угрозой, несмотря на усилия, предпринятые российской компанией по вхождению на египетский рынок.