• Источник: http://www.rzd-partner.ru/

    30 ноября 2004

    Железная дорога - порт: сотрудничество или противостояние

    С приходом настоящей зимы в Северо-Западном регионе обнаружились и очаги "замерзания" в движении грузов от отправителей к получателям. Разгрузка железнодорожных вагонов в морских торговых портах снова стала основной темой обсуждения. При низких температурах сгущается мазут и газойль, смерзается уголь. Сроки выгрузки затягиваются, объемы переработки снижаются. А грузопоток тем временем движется и движется к причалам. Так возникают пробки на дорогах.

    В ноябре среднесуточная выгрузка на припортовых станциях Октябрьской дороги составляла 6110 вагонов при плане 6470. Дефицит переработки в конечных пунктах железнодорожных перевозок, на стыке суши с морем, наблюдался практически повсеместно. А основные скопления вагонов в Северо-Западном регионе возникли на направлениях, ведущих в морские порты Высоцк, Мурманск, Кола, Санкт-Петербург.

    В Высоцке, например, плохо рассчитали технологию слива газойля при минусовых температурах. При рассчетной норме времени 5-6 часов в реальности на выгрузку одного вагона уходит десять, вместо запланированных 172-х цистерн в сутки сливается 150. Неудивительно, что на подходах к порту Высоцк в третьей декаде месяца скопилось около одной тысячи вагонов с нефтегрузами в ожидании приема. В Санкт-Петербурге, на припортовых станциях Автово и Новый Порт среднесуточная выгрузка за 28 дней ноября составила 1268 вагонов при согласованном плане 1304. Вчера в адрес Автово на ближних и дальних подходах было брошено (отставлено от движения) на промежуточных станциях Октябрьской дороги 26 поездов. Кстати сказать, сами железнодорожники не склонны драматизировать сегодняшнюю ситуацию с повышенным накоплением грузов и считают ее, в общем-то, штатной.

    - Положение постепенно выправляется, - говорит начальник Санкт-Петербург-Витебского отделения дороги Анатолий Ширяев. - В данном случае виноваты не только портовики, имели место и причины объективные. Из-за технологических "окон" в движении в связи с ремонтом на Северной дороге грузы на Октябрьскую поступали неравномерно, во второй декаде ноября поток пошел в повышенных объемах. Нам пришлось взять на себя весь удар за издержки планирования и формирования поездов назначением на морские порты и погранпереходы. Но нужно отметить, что в целом мы работаем с получателями в морском порту Санкт-Петербург слаженно и плодотворно. Развитие инфраструктуры - железнодорожной и портовой . позволило в нынешнем году увеличить объемы выгрузки на 26%. Это - нешуточный прирост.

    Погрузка в адрес портов осуществляется в соответствии с техническими планами, рассчитанными на нормальную ситуацию, а случается - и с превышением планов.

    Сгущенное прибытие некоторые эксперты объясняют, кроме всего прочего, стремлением грузоотправителей наверстать упущенное в предыдущие месяцы. Забастовки докеров Санкт-Петербургского порта летом и осенью нынешнего года имели последствия для участников внешнеэкономической деятельности, невыполнение договорных поставок грозит неустойками.

    Сгущенное прибытие грузов отмечалось во второй декаде ноября и в адрес пограничных переходов. По информации заместителя начальника службы перевозок Октябрьской дороги Александра Силаева, станция Яничкино Куйбышевской согласованные на месяц объемы погрузки нефтегрузов назначением станцию Автово выполнила к 20-му ноября. Двойную норму нефтеналивных отправили в адрес погранперехода Печоры-Псковские со станции Новоярославская. Превышает планы погрузки Новокуйбышевская и другие станции сети. Действуют законы дикого рынка: кто успел, тот и съел. А терминальные мощности . не резиновые.

    Отмечается и такое явление, как сознательное завышение возможностей переработки на морских терминалах. По свидетельству компетентных источников ОАО "РЖД", клиенты пытаются на всех уровнях увеличить месячные заявки на погрузку внешнеторговых грузов. И если не удается согласовать нереальный план на уровне дорожного Центра фирменного транспортного обслуживания, операторские компании могут обосновать свою заявку в более высокой инстанции. Другой вопрос, есть ли в этом польза для самого клиента? Ведь грузы все равно замерзают в пути следования и в переносном (стоят на запасных путях), и в прямом смысле - загустевают, замерзают, создавая дополнительные проблемы с выгрузкой.

    Показательна в этом отношении картина с экспортными нефтеналивными грузами назначением на станцию Мурманск. 25 ноября наличие нефтеналива в этот адрес в пределах Октябрьской дороги составляло 720 вагонов при норме выгрузки 140, а фактической - и того меньше. Значительные проблемы с наступлением морозов возникли в порту Мурманск и с переработкой угля. При плане 412 вагонов в среднем в сутки в ноябре выгружалось 363. По состоянию на 28 ноября в ожидании приема портом на Октябрьской простаивали 1260 вагонов с углем, еще столько же находилось на соседней, Северной дороге.

    Однако те, кто занимается практической организацией дела, не видят причин для паники. Железнодорожники и портовики конструктивно решают совместные проблемы, возникшие в транспортном процессе. Руководство Мурманского торгового порта проявило оперативность в поиске дополнительных резервов. Как нам сообщил заместитель начальника Мурманского отделения Андрей Мараков, выгрузка угля в последние дни возросла до 450 вагонов в сутки. Портовики нашли возможность использовать еще одну площадку для организации выгрузки, выделило дополнительный штат работников для очистки полувагонов от остатков груза. Со своей стороны, руководство отделения в помощь партнерам ввело собственный маневровый локомотив для обработки первого грузового района.

    И портовики, и железнодорожники Мурманска считают необходимым добиться проведения на станциях погрузки эффективной профилактики подвижного состава, предотвращающей смерзание угля в пути следования. Несмотря на то, что в перевозочных документах стоит штамп о выполнении соответствующей обработки, груз на Кольский полуостров прибывает замерзший. Естественно, что время на его выгрузку увеличивается в 1,5 -2 раза. Может быть, дело в разнице температур? В Западной Сибири - -5 градусов, а в Мурманске - -27. Но, думается, грузоотправители при выборе технологии обработки должны ориентироваться на погоду в регионе получателя.

    В общем и на начальном, и на конечном этапах перевозочного процесса достаточно проблем. Октябрьская дорога, принимающая потоки со всей сети, страдает от них более других магистралей сети. Непроизводительные затраты, связанные с подъемом брошенных составов, пересодержанием парка вагонов и локомотивов, тяжелым грузом ложатся на эксплуатацию. Как нам сказали в экономической службе дороги, методики для точного расчета дополнительных затрат не существует. В частности, не учитывается резервный пробег локомотивов, труд вагонников, которые обязаны проверить техническую исправность подвижного состава после длительного стояния на промежуточной станции, или такие, совсем уж неплановые работы, как откапывание занесенных снегом составов. Однако даже если считать по самому скромному счету, за 25 дней ноября экономические потери составили 13,5 миллиона рублей. Столько стоят 2,5 миллиона вагоночасов простоя при ставке - 5,5 руб. в час.