ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://rg.ru

    18 апреля 2017

    Не тихие гавани

    Свыше 720 миллионов тонн составила перевалка грузов в морских портах России в прошлом году. До заветной отметки в миллиард тонн осталось всего ничего. Еще 20 лет назад, когда грузооборот отечественных гаваней недотягивал и до 150 миллионов тонн, нынешние итоги казались абсолютно нереальными.

    Бурное оживление портовой работы началось в начале двухтысячных, одновременно с ростом объема частных инвестиций в портовую инфраструктуру. По словам замминистра транспорта, руководителя Росморречфлота Виктора Олерского, сейчас соотношение бюджетных и внебюджетных инвестиций в этот сегмент составляет 3 к 1, и эту пропорцию необходимо сохранить и в дальнейшем.

    Скачкообразный рост перевалки случился в 2012-2015 годах, когда было введено и модернизировано наибольшее количество портовых мощностей, однако и прошлый год здесь не стал исключением. В 2016-м морские порты "накачали мускулов" более чем на 32 миллиона тонн. В том числе 20 миллионов дала вторая очередь Бронки, 8,5 миллиона - "Ворота Арктики" на Ямале, РПК "Высоцк ЛУКОЙЛ-II" прибавил возможностей на 3 миллиона тонн, и еще 500 тысяч тонн в общую копилку принес порт Оля.

    В этом году при завершении всех запланированных инвестпроектов в Мурманске, Азове, Тамани, Восточном и Певеке прирост производственных мощностей морских портов России превысит 27 миллионов тонн.

    Отрадно и то, что одновременно грузоотправители снижают транспортировку своих товаров на экспорт через порты третьих стран. Так, в 2016 году перевалка через порты Прибалтики и Украины упала с 9,1 до 6,8 процента от общего объема и составила 47,1 миллиона тонн.

    Прирост портовых мощностей логично привел к увеличению погрузки и выгрузки экспортных грузов у припортовых железных дорог, сообщил на "круглом столе" "Порт - железная дорога: оптимизация взаимодействия в условиях роста объемов перевозок" начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок управления движением Центральной дирекции управления движением РЖД Артем Колобов. "Доля погрузки на экспорт в общей погрузке с 1990 года увеличена на 21 процент и составила 22,5 процента. За этот период на Октябрьской железной дороге перевозки выросли в 13 раз, на Северо-Кавказской - в 19, более чем в 6 раз - на Дальневосточной. Только в 2016 году объемы погрузки в адрес портов возросли более чем на 5 процентов и составили 275,6 миллиона тонн. В этом году динамика сохраняется - за январь - февраль прибавили почти 10 процентов", - сообщил Колобов.

    Тем не менее во взаимоотношениях портовиков и железнодорожников пока не все гладко. Недостаточное количество современного оборудования для выгрузки угля (тепляки, вагоноопрокидыватели) вынуждают порты применять "варварский" грейферный метод, калечащий подвижной состав. В 2016 году в перевалочных комплексах было повреждено более 112 тысяч вагонов. Помимо прямых убытков повреждения привели к увеличению оборота вагонов.