ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://regnum.ru

    16 марта 2017

    ГАО «Таллинский порт» пытается оправдать наличие собственного ледокола

    В начале марта из-за сильных восточных ветров у побережья порта Силламяэ (северо-восточная Эстония) возникли ледяные заторы, потребовавшие вмешательства ледокола для организации пропуска судов. Об этом ИА REGNUM сегодня, 15 марта, сообщили в ГАО «Таллинский порт», отметив, что на работах по очистке фарватера был задействован принадлежащий госкомпании через дочернюю фирму TS Shipping ледокол Botnica. Он обеспечил проход танкеру Dugi Otok под хорватским флагом с более чем 108 тоннами нефтепродуктов на борту.

    Хорватский танкер на 148 метров длиннее и на 18 метров шире ледокола — таким образом, Botnica доказал на практике, что может обеспечить проход в льдах к портам Эстонии и более крупным судам. Кроме того, в марте возникает традиционная потребность в услугах ледоколов, поэтому трудно переоценить важность наличия собственного судна подобного класса, отметили в пресс-службе порта. В частности, на этот раз проход в порт Силламяэ закрыл ледяной остров, который под воздействием ветров пригнало со стороны Мухумаа.

    Напомним, MSV Botnica — это многофункциональный ледокол, построенный в 1998 году на судостроительном заводе Aker Finnyard в Раума, Финляндия. Длина судна, имеющего самый высокий из требуемых в Балтийском море ледовых классов ICE-10, составляет 97,3 метра, ширина — 24,3 метра. Во льдах толщиной до 80 сантиметров судно может передвигаться со скоростью до восьми узлов. Максимальная толщина льда, которую ледокол MSV Botnica способен преодолевать при равномерной скорости, достигает 1,2 метра.

    Судно было приобретено эстонским государством за 50 млн евро в декабре 2012 года на смену бывшему ледоколу Tarmo, эксплуатировавшемуся еще с начала 1960-х годов.
    Аргументируя его покупку, правительство указало на необходимость наличия у страны собственного ледокола для разрешения ледовой обстановки возле портов. Две подряд суровые зимы 2010−2011 годов с длительным ледовым периодом в Балтийском море и Финском заливе дали основание предполагать, что потребности в ледокольной службе будут только расти. Тем более, что в 2010—2011 годах Эстонии пришлось потратить миллионы евро на аренду ледокольных услуг у других стран. Согласно договору, ледокол Botnica вплоть до 2022 года должен колоть лед в Финском заливе в навигационный период с 20 декабря до 20 апреля.

    Однако после приобретения ледокола ситуация на море заметно изменилась, и Эстонию ждали несколько теплых зим подряд, включая и нынешнюю. В этих условиях в соседнем Пярнуском заливе для разрешения проблем с тонким льдом успешно используется лоцмейстерское судно EVA 316, а объем работ в Финском заливе по обслуживанию зарубежных судов заметно упал.

    Удар по имиджу «единственного эстонского ледокола» нанесли публикации в местных СМИ, согласно которым эстонское государство значительно переплатило при покупке Botnica у западной фирмы. Кроме того, эксплуатационные расходы самого ледокола составляют порядка 250 тысяч евро в месяц и их несет ГАО «Таллинский порт». В 2015—2016 годах их не удалось полностью компенсировать за счет сдачи в аренду на летний период ледокола другим странам, так как из-за санкционной войны против России был прерван договор с российской «Роснефтью» по участию в шельфовом проекте «Карморнефтегаз».