ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://www.gudok.ru/

    10 декабря 2015

    Угольщики увеличили железнодорожные перевозки на Дальнем Востоке

    Как сообщил первый заместитель начальника Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (ДВЖД) - по экономике, финансам и корпоративной координации Геннадий Нестерук, ожидается, что по итогам года погрузка на магистрали возрастет на 3% к прошлому году и достигнет 49,7 млн т. Основной прирост объемов будет получен за счет перевозок каменного угля. В частности, на 3,4 млн т или 19,3% к уровню 2014 года увеличат отгрузку ОАО "Приморскуголь" (входит в СУЭК) и ОАО ХК "Якутуголь" (дочерняя компания "Мечела").

    Если первая компания в большинстве своем поставляет продукцию на внутренний рынок, то вторая - преимущественно на экспорт. По словам заместителя гендиректора - директора по производственным операциям АО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК) Владимира Артемьева, рост поставок связан с повышенным спросом на уголь со стороны российских энергогенерирующих компаний. "В течение года приморские угольщики уверенно наращивали объемы добычи с опережением установленного графика", – рассказал он.

    Разрезоуправление "Новошахтинское" (осваивает участки Павловского буроугольного месторождения в Приморском крае) - самый крупный актив "Приморскугля" - годовой план по добыче и отгрузке топлива выполнило уже в середине августа. Впервые за 47-летнюю историю оно ежемесячно добывало 500 тыс. т угля.

    Активно продукция угольщиков Приморья шла в адрес Лучегорского топливно-энергетического комплекса (ЛуТЭК), входящего в "Дальневосточную генерирующую компанию" (ДГК). За 11 месяцев Приморской ГРЭС филиала ЛуТЭК выработано 5,2 млрд кВт-час, что на 1 млрд больше прошлогоднего результата.

    Рост, прежде всего, обусловлен сокращением объема отпуска электроэнергии Зейской и Бурейской ГЭС из-за низкого притока в водохранилищах гидростанций, пояснила официальный представитель филиала ЛуТЭК АО «ДГК» Вероника Белоусова. "Увеличенные диспетчерские графики нагрузки требовали повышенного использования угля с одновременным поддержанием нормативных запасов твердого топлива на складах станции. За период с января по ноябрь 2015 года расход угля составил свыше 6 млн т - на 1 млн больше, чем за соответствующий период прошлого года", - рассказала она.

    Основная доля дополнительных объемов твердого топлива как раз пришлась на Павловский разрез. Чтобы обеспечить ритмичное прохождение составов с углем в адрес энергетиков, своевременную поставку порожних вагонов, департаментом топливоснабжения ДГК и филиалом ЛуТЭК совместно с ОАО «РЖД» была отработана схема закольцованных маршрутов сообщением Новошахтинск – Лучегорск, уточнила Вероника Белоусова.

    Если же говорить о ХК "Якутуголь", то увеличение отгрузки связано с развитием производства на Эльгинском месторождении, запасы которого оцениваются в 2,2 млрд т. Добыча угля на Эльге началась в августе 2011 года. Сейчас это стратегический инвестпроект группы "Мечел". Месторождение доступно к разработке открытым способом, который, как утверждают в компании, намного дешевле и эффективнее шахтного.

    Как отметил управляющий директор "Якутугля" Игорь Хафизов, с каждым годом объемы добычи на Эльге увеличиваются. В этом году там планируется добыть 4 млн т, что более чем в три раза превысит показатели 2014 года. В обозримом будущем предполагается выйти на ежегодную добычу в 7 млн т.

    Продукция "Якутугля" востребована на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). К примеру, нынешней осенью "Мечел" подписал трехлетний контракт с японским производителем стали JFE Steel на поставку якутского коксующегося угля. Экспорт идет через порты «Мечела» - Ванино и Посьет. Для ускоренной и ритмичной доставки в порт этих грузов на ДВЖД организована перевозка с фиксированным временем отправления и прибытия поездов на направлениях Нерюнгри-Грузовая – Посьет и Нерюнгри-Грузовая – Ванино.

    По словам начальника Дальневосточной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Виталия Зеленько, оказание этой услуги позволяет всем участникам перевозочного процесса осуществлять долгосрочное планирование и распределение производственных мощностей с учетом наличия подвижного состава, пропускных и провозных способностей железнодорожной инфраструктуры.

    Уголь в адрес припортовых станций Дальневосточной магистрали грузят и железные дороги Сибири, за счет чего грузооборот ДВЖД в этом году с учетом пробега приватных вагонов почти на 3% превысит прошлогодний уровень.

    Топливо из Сибири в страны АТР в большом объеме поступает через порты Находкинского узла. Крупнейшая специализированная компания АО "Восточный Порт" в ноябре впервые в своей истории отгрузила на суда 20 млн т угля за неполный год. По словам управляющего директора компании Анатолия Лазарева, сейчас полным ходом идет строительство третьей очереди предприятия, запуск которой позволит увеличить грузооборот почти вдвое.

    «Объект будет представлять зеркальное отражение действующего угольного комплекса. На территории площадью почти 54 га, с учетом искусственного земельного участка, будет с нуля создана вся необходимая железнодорожная инфраструктура. Здесь же разместят четыре склада, оборудованных двумя стакерами и четырьмя реклаймерами. Общая площадь единовременного хранения около 800 тыс. т грузов. Как и на действующем комплексе, предусмотрены вагоноразмораживающие устройства для единовременного разогрева 80 полувагонов, система конвейерного оборудования и два тандемных вагоноопрокидывателя роторного типа», - проинформировал Анатолий Лазарев.

    Для реализации планов портовиков предусмотрено развитие железнодорожной инфраструктуры. В настоящее время разработку генеральной схемы развития узла завершает институт "Дальгипротранс" (Хабаровск). "Только на первом этапе предлагается реализовать такие мероприятия как строительство обводных путей, второго и четвертого районного парка, реконструкция путевого хозяйства третьего, плюс создание дополнительных емкостей приемо-отправочного парка «Б» станции Находка-Восточная, - рассказал главный инженер проекта Александр Потапов. – Также предусматривается замена устройств электрической централизации на микропроцессорную".

    Еще один перспективный порт в Находке - ОАО "Терминал Астафьева". За счет вложений в инфраструктуру стивидор планирует вдвое увеличить перевалку угля - до 6 млн т в год. "Расширение возможностей сотрудничества России со странами АТР в значительной мере зависит от развитого транспортно-логистического комплекса на российском Дальнем Востоке. На сегодняшний момент все свободные мощности в портах Приморья, способные переваливать уголь, уже заняты. Если Россия хочет закрепиться на данном рынке, необходимо повышать качество и скорость отгрузки угля. В данной ситуации есть два выхода - строительство новых портов со всей сопутствующей инфраструктурой либо капитальная модернизация существующих портовых мощностей. Мы пошли по второму пути, разработав проект экологически чистого универсального комплекса обработки сыпучих грузов закрытого типа", - рассказал гендиректор "Терминала Астафьева" Руслан Кондратов.

    Растут перевозки угля и на Сахалине. Поскольку внутренний рынок снизил потребности в твердом топливе в связи с переходом объектов энергетики на природный газ, сахалинские шахтеры стали активнее работать на внешние рынки. По данным Правительства Сахалинской области, местные предприятия в январе-октябре добыли 3,7 млн т угля. Это 104,8% к аналогичному периоду 2014 года.

    Главный канал экспорта угольной продукции сегодня на Сахалине - порт Шахтерск, которым управляет «Восточная горнорудная компания» (ВГРК). В 2012 году через него отправлено 600 тыс. т угля, 2013-м – 1,2 млн т, 2014-м – 2 млн т. В этом году отправки планируется на уровне 3,5 млн т.

    Поскольку в акватории Шахтерска небольшие глубины, здесь развивается рейдовая погрузка. После покупки прошлой осенью нового перегружателя-плашкоута стала возможна отгрузка угля на суда типа Panamax дедвейтом 70-80 тыс. т. "Это позволит компании стать надежным поставщиком угля в Малайзии, Индии, Филиппинах", - сообщили в ВГРК.

    Как было отмечено на итоговом совещании в ДВЖД, в 2016 году Дальневосточная дорога планирует увеличить погрузку на 4,4% - до 51,9 млн т. Драйверами роста как раз должны стать угольщики региона.