ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://www.arctic-info.ru/

    18 ноября 2013

    Северный широтный ход должен быть построен к 2017 году

    Советник губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Вылиток, который, по собственному признанию, всю сознательную жизнь строит дороги, считает, что пришло время проложить Северный широтный ход.

    Железнодорожники интуитивно чувствуют, где со временем пропускной способности дороги будет недостаточно и потребуется строительство новой магистрали. Однако чтобы началось финансирование такого строительства, необходимо предоставить множество документов, подтверждающих необходимость и окупаемость новой железной дороги. Советник губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Вылиток, который, по собственному признанию, всю сознательную жизнь строит дороги, считает, что пришло время проложить Северный широтный ход.

    - Александр Васильевич, где пройдет Северный широтный ход?

    Северный широтный ход пройдет по центральной части Ямало-Ненецкого автономного округа и войдет в состав транспортной инфраструктуры центральной части Арктической зоны Российской Федерации. Новая магистраль объединит два исторически сложившихся транспортных района - западный и восточный. В основе западного лежит крупнейшая транспортная ось - река Обь с подходящей к ней в районе города Лабытнанги веткой Северной железной дороги. Восточный транспортный район сложился за счет  использования участка Свердловской железной дороги от Нового Уренгоя до Тюмени и средних по размерам рек - Надым, Пур и Таз.

    Северный широтный ход соединит станцию Обская-2 Северной железной дороги  со станциями Свердловской железной дороги Новый Уренгой и Коротчаево. Магистраль будет включать в себя несколько участков:  железнодорожную линию Салехард - Надым, мостовые переходы через реки Обь и Надым, и подходы к эксплуатируемой станции Пангоды.

    - В правительственных документах проект так и называется - Северный широтный ход?

    Да, это название стало официальным. Его можно считать таковым с тех пор, как в июне 2013 года вышел Перечень поручений президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по вопросам реализации проекта строительства железнодорожного Северного широтного хода. Передо мной, когда я в 2009-2011 годах работал в корпорации «Урал промышленный - Урал Полярный» и занимался этим проектом, стояла задача придумать объединяющее название для участков, которые будут составлять новую широтную железнодорожную магистраль. Я предложил название Северный широтный ход. Как видите, оно прижилось на государственном уровне.

    Те объекты Северного широтного хода, которые требуют строительства, вошли в Транспортную стратегию России до 2030 года, а также в Программу развития транспортной системы. Это участок от станции Обская-2 до левобережного подхода к мостовому переходу через Обь, затем участок, включающий в себя дорогу от правобережной части моста через реку Обь до Салехарда, и самый протяженный — Салехард-Надым.

    Часть инфраструктуры досталась нам от прошлого: это три железнодорожных участка: Надым – Пангоды, который принадлежит «Газпрому», Пангоды – Новый Уренгой и Новый Уренгой – Коротчаево, находящиеся в  собственности ОАО «РЖД». Все их необходимо достраивать до проектных параметров.

    - В чем главное предназначение Северного широтного хода?

    В первую очередь, это доставка грузов потребителям. На Ямале открыты крупные газоконденсатные месторождения, раньше газоконденсат как побочный продукт при добыче газа просто сжигали. Сейчас это сырье используется для выработки высококачественного топлива: бензина лучших марок и авиационного керосина. Первостепенной задачей является доставка газоконденсата до места переработки. Если его транспортировать по нефтепроводу, то по пути он смешается с нефтью и утратит свои уникальные качества. Поэтому газоконденсат перевозят в цистернах, в настоящее время его отправляют по Свердловской железной дороге в порт Усть-Луга на Балтике, где «Новатэк» построил терминал для хранения газоконденсата. Но Свердловская железная дорога сильно перегружена и не может обеспечить все плановые перевозки газоконденсата.

    Есть и другие заинтересованные грузоотправители, например, Новоуренгойский газохимический комплекс, который на месте перерабатывает газоконденсат в конечную продукцию – полиэтилен. После запуска Северного широтного хода это предприятие получит выход на европейский рынок.

    Провозная способность Северного широтного хода составит 20 млн тонн грузов в год. Именно столько грузов, по прогнозу, будет уже к 2017 году, Свердловская железная дорога столько не «переварит». Сегодня со всеми грузоотправителями заключаются соглашения о перевозке грузов по Северному широтному ходу. Их подписывает РЖД, Ямальская железнодорожная компания, и Правительство ЯНАО, которое со своей стороны выступает гарантом строительства Северного широтного хода.

    Тут уже есть гарантированные грузы, поэтому люди в дорогу поверили.  Тем более после появления Северного широтного хода недропользователи охотнее станут покупать даже маленькие месторождения, которые сегодня нерентабельны из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Железная дорога – единственный вид транспорта, который гарантирует доставку грузов «от двери до двери» точно в срок, вне зависимости от погодных условий и пробок. Например, одним из условий запуска крупнейшего Бованенковского месторождения «Газпрома» было строительство железной дороги Обская-Бованенково для подвоза необходимых грузов. Кстати, я участвовал в этой стройке от начала и до конца.

    - Кроме перевозки грузов, что еще даст Северный широтный ход?

    Мы понимаем, что грузы - это еще не все, мы думаем о развитии транспортной железнодорожной инфраструктуры центральной Арктической зоны Российской Федерации. Северный широтный ход решает вопрос транспортной безопасности Ямала и Урала в целом, дает возможность развития северных регионов, которые у нас зачастую не могут нормально развиваться из-за отсутствия полноценной транспортной инфраструктуры. Вот простой пример.  Всего в 20 километрах от Салехарда - столицы ЯНАО - на другом берегу Оби расположен город Лабытнанги, который связан с сетью железных дорог Центральной России. А Салехард, который можно назвать столицей Российской Арктики, этого пока лишен. Люди вынуждены пользоваться паромной переправой, зимниками, постоянно зависеть от погоды.

    Железная дорога идеальна для больших расстояний, малообжитых территорий. Для Арктики она хороша еще и тем, что это самый экологичный вид транспорта. Все дороги, которые мы построили, гармонично вписались в тундровый пейзаж. На участке  Обская-Бованенково мы сделали переходы для оленей, и если сначала животные к этому отнеслись с осторожностью, то их потомство уже хорошо знает эти переходы. Полярные совы разделили территорию влияния и бдительно сидят на рельсах. С  возвышения им удобно контролировать свои охотничьи владения и приглядывать за соседом. Природа приняла железную дорогу, потому что  она проходит раз и навсегда, в отличие от автомобильной, с которой водители обязательно начинают сворачивать, колесить по тундре.

    - Скажите, соединение станции Обская-2 и Сабетты, где идет строительство морского порта, тоже имеет отношение к Северному широтному ходу?

    Да, имеет, ведь Обская-2, которая станет ключевым звеном Северного широтного хода, входит в состав железной дороги Обская-Бованенково. После запуска Бованенковского месторождения эта дорога продолжает использоваться. Ее грузонапряженность  составляет 800 тысяч тонн в год, в сегодняшнем состоянии по ней можно перевозить до двух млн тонн грузов. И «Газпром» готов взять на себя обязательства довести пропускную способность участка Обская-2 - Бованенково до 30 млн тонн, когда будет открыт Северный широтный ход.

    Изначально порт Сабетта предназначался для отправки по Северному морскому пути сжиженного природного газа, производство которого на заводе «Ямал-СПГ» начнется в 2016 году. Теперь стоит вопрос о создании многофункционального порта, который будет использоваться для доставки других грузов по Северному морскому пути. Для полноценного использования промышленного потенциала ЯНАО и функциональности порта, нужно проложить железную дорогу от Сабетты до Бованенково, между которыми, по разным подсчетам, около 200 км.  Хотя для нас, железнодорожников, не подлежит сомнению, что к любому порту должна быть подведена железная дорога, это естественно.

    Ранее, при обсуждении с президентом России Владимиром Путиным перспективы развития порта Сабетта, глава «Новатэка» Леонид Михельсон высказался за строительство железной дороги от Бованенково до Сабетты. А Правительство ЯНАО направило в Минтранс России обращение о включении строительства данной железной дороги в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года.

    - Вы назвали несколько компаний, заинтересованных в строительстве железной дороги, а кто будет ее строить?

    В проекте Северный широтный ход будет участвовать «Корпорация Развития», «РЖД», «Газпром», и Ямальская железнодорожная компания (ЯЖДК). «РЖД» и «Газпром» выделят средства на реконструкцию своих участков, а «Корпорация развития» обеспечит строительство новых участков Северного широтного хода. Корпорация и «РЖД» уже являются акционерами ЯЖДК - будущей специальной проектной компании, «Газпром» также станет ее акционером. В будущем все объекты Северного широтного хода, кроме моста через Обь, будут переданы в собственность ЯЖДК, которая обеспечит перевозку грузов по Северному широтному ходу.

    - А Ямал?

    Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из крупных акционеров «Корпорации Развития» и наиболее заинтересован в строительстве Северного широтного хода, поскольку по его территории проходит весь маршрут. Правительство ЯНАО является координатором всего проекта.

    - Вы сказали «кроме моста через Обь», а кто будет отвечать за строительство этого объекта?

    При строительстве железных дорог, особенно в Сибири, возникает необходимость возведения мостов через такие крупные реки как Обь, Надым, Лена, Енисей – это основные «барьерные» места. На нашем пути таких было два: мост через Обь и через реку Надым, строительство последнего в 2014 году уже завершится. Он вовремя начал строиться и полностью финансируется правительством ЯНАО. Но если 14 млрд рублей на строительство моста через Надым регион смог выделить, то 69 млрд рублей (столько в ценах 2013 года стоит строительство моста через Обь) он у себя не найдет. По сложности это сравнимо со строительством моста через Лену.

    Есть такое правило: внеклассный мост (длиной более полукилометра) не может окупиться грузопотоком, поэтому строительство этой части инфраструктуры должно взять на себя государство. Решение о строительстве моста через Обь принимается на самом верхнем уровне, это отражено в федеральной целевой программе по развитию транспортной системы. Предполагается, что он будет строиться за счет федерального бюджета с софинансированием Ямала. Но выделение федеральных средств планируется только лишь с 2017 года. Мы же считаем, что откладывать нельзя, в 2014 году строительство уже должно вестись полным ходом. У грузоотправителей есть свои сроки, и они «горят». Нельзя ждать, иначе мы потеряем основные грузы, они могут уйти в трубопровод.

    Поэтому нами предложена другая схема финансирования проекта – на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) с последующей эксплуатацией мостового перехода с использованием «контракта жизненного цикла».

    Мы предполагаем, что благодаря применению новых технологических решений в конструкции моста через Обь, удастся добиться снижения его стоимости и сокращения сроков строительства без изменения основных характеристик. Мост будет совмещенным автомобильно-железнодорожным. Срок строительства моста через Обь предполагается сократить с прежних 4-6 лет до 2,5-3,5 лет. Даже если начать строительство в следующем году, мы успеем построить его до 2017 года.

    - Как к проекту «Северный широтный ход» отнеслись инвесторы, частные компании?

    Сейчас с ними ведутся переговоры. Это серьезные люди, впустую говорить не будут и первым делом спросят: «А на каком этапе находится проект, когда государство выделит деньги?» А когда мы его обсуждаем в правительстве, нас другие люди спрашивают: «На каком этапе проект, есть ли у вас частные инвесторы?» (смеется).

    Раньше в «РЖД» с опаской поглядывали на наш проект, не хотели обсуждать, говорили, что денег нет. А теперь они с удовольствием рассматривают перспективу нового направления. С появлением Северного широтного хода компания «РЖД» готова увеличить пропускную способность существующего участка Северной железной дороги Чум - Лабытнанги - Коноша. Поскольку от станции Коноша до Усть-Луги есть хорошая дорога, то Северный широтный ход станет самым удобным маршрутом для транспортировки ямальских грузов. И вообще, если раньше «РЖД» и «Газпром» за один стол переговоров даже не садились, то теперь сидят и обсуждают. Северный широтный ход сплотил представителей различных структур, они начали совместно работать над запуском проекта, потому что его реализация сделает каждого из участников сильнее.