Актуальные темы

7 октября 2019

Лютц Бирке: «Мы в Гамбурге заинтересованы в запуске логистических стартапов совместно с Санкт-Петербургом»

Грузооборот между Большим портом Санкт-Петербург и портом Гамбург (Германия) по итогам 2019 года по прогнозу вырастет на 15%. О поиске новых логистических схем, включая перевозки по Севморпути, развитии бункеровочной инфраструктуры для экологичных видов топлива, дноуглублении Эльбы, планах развития и сокращении вредных выбросов с судов в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал директор департамента Портов и инноваций министерства экономики, транспорта и инноваций Гамбурга Лютц Михаэль Бирке.

- Г-н Бирке, растет ли грузооборот между портом Гамбург и Большим портом Санкт-Петербург?

- По данным на сегодняшний день грузооборот между портом Гамбург и Большим портом Санкт-Петербург вырос более чем на 15% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Надеемся, что нам удастся сохранить этот темп роста до конца 2019 года и выйти на объем примерно в 400 тыс. TEUs.

- На приеме порта Гамбург в Санкт-Петербурге говорилось о том, что вы заинтересованы в участии в проектах, связанных с перевозками по Севморпути. Можете ли вы уточнить, что это за проекты?

- Порт Гамбург, действительно, заинтересован в развитии Северного морского пути, но я пока не могу сказать, какие именно проекты Гамбург мог бы реализовать в этой связи. На октябрь этого года в Гамбурге запланирована конференция, которую будет проводить «Порт Гамбург Маркетинг». На конференции, в том числе, будет обсуждаться и эта тема.

- Также на приеме порта Гамбург говорилось о заинтересованности вашего порта в развитии стартапов в логистической сфере. О чем идет речь?

- Порт Гамбург весьма заинтересован в запуске новых проектов для развития логистики. Все, что имеет отношение к порту, логистике, играет важное значение для порта Гамбург и, думаю, для Санкт-Петербурга тоже. Мы в Гамбурге обсуждаем проблему совершенствования так называемой «логистики последней мили», то есть на завершающем этапе в цепочке поставок для своевременной доставки партий груза конечному потребителю. У нас есть много стартапов для поиска решений здесь, в Гамбурге, и хотелось бы получить больше информации о том, какие стартапы есть в Санкт-Петербурге. Тогда, может быть, можно было бы обсудить некоторые идеи, чтобы совместно работать в ближайшем будущем над развитием новых проектов и заниматься поиском совместных логистических решений.

- В настоящее время ведется дноуглубление реки Эльба. Как реализуется этот проект, когда его планируется завершить?

- Работы по углублению и расширению русла реки Эльба начались около месяца назад, все идет по графику и во втором квартале 2020 года будет достигнут существенный прогресс, а завершение всего проекта запланировано на 2021 год.

- Каковы планы развития порта Гамбург?  

- Мы планируем увеличить полезную площадь порта и надеемся, что к концу этого года будет подготовлена концепция такого проекта. Также мы планируем развиваться в сторону более эффективного, инновационного и интеллектуального использования нашей портовой инфраструктуры для превращения в так называемый «умный порт». Дело в том, что у нашего порта нет возможности расширятся экстенсивно из-за прилегающей к нему жилой зоны и поэтому мы должны более разумно использовать мощности, углублять цифровизацию (я уже упоминал стартапы), чтобы увеличить пропускную способность и грузопотоки.

- Планируется ли развивать в порту инфраструктуру для бункеровок новыми, экологичными видами топлива, в частности природным газом?

- Сейчас в порту Гамбург пока не развита инфраструктура для СПГ-бункеровок, но в будущем, в зависимости от спроса на СПГ, она будет создаваться. Также мы уделим внимание использованию водородного топлива. Это важная тема для порта Гамбург при обсуждении топливной революции, и я вполне уверен, что в течение следующих трех-пяти лет в порту будет создаваться такая инфраструктура, как для судов, так и для промышленности. Ведь Гамбург - это не просто территория для перевалки грузов, но и крупнейший индустриальный регион не только Германии, но и всей Северной Европы и поэтому для достижения целей сокращения выбросов мы должны использовать экологически чистые виды топлива.

- А какой вид топлива все-таки пользуется наибольшим спросом в порту Гамбург в настоящее время? Планируется ли развивать систему берегового электроснабжения судов для снижения выбросов с них?

- Сейчас наибольшим спросом пользуется дизельное топливо. Нормативные документы ЕС требуют сокращения выбросов в порту и мы обсуждаем с другими портами региона Северного моря и Евросоюза эти вопросы.

Что касается энергоснабжения судов с береговых станций, то в порту Гамбург сейчас осуществляется подача берегового электропитания только для круизных судов при помощи баржи с СПГ-генерацией. Мы надеемся, что осенью муниципалитет примет решение об инвестировании 35 млрд евро в расширение береговой электросети по всему порту, чтобы подавать электроэнергию не только для круизных судов, но и для контейнеровозов. Мы поставили задачу расширить береговую сеть в порту для подачи электроэнергии на 11 причалов для контейнеровозов и дополнительно на три причала для круизных судов.

Беседовал Виталий Чернов.