Актуальные темы

31 марта 2017

Черная Находка. Новый сезон


Свежие новости из порта Находка. Уголь прибывает. Пыль не уменьшается. Стивидоры прикрываются обещаниями. Опечатанный Росприроднадзором угольный терминал работает на полную катушку. Власти разных уровней наносят в черные кварталы визиты вежливости. В обществе растет напряженность. О текущей ситуации и вариантах выхода из конфликта рассказывает Андрей Евгеньевич Карпов, председатель совета регионального отделения Российской экологической партии «Зеленые», Приморский край. 

«В начале года после многочисленных обращений Росприроднадозор и Приморская транспортная прокуратура провели проверку терминалов, деятельность которых вызывает наибольшую тревогу, потому что они работают вблизи жилых кварталов. В результате проверки было принято решение опломбировать углеперегрузочное оборудование ЗАО «Порт Восточные ворота – Приморский завод». В феврале терминал опечатали. Однако 13 марта Находкинский суд отметил решение, и стивидор продолжает работу. Сейчас мы ждем официального действия со стороны Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора.



Другой нарушитель – ОАО «Терминал Астафьева». Уровень загрязнения в районе улицы Астафьева в зоне действия данного терминала в два раза превышает допустимый. Для того, чтобы доказать негативные последствия деятельности данного терминала, мы вместе с Роспотребнадзором неоднократно проводили исследования уровня загрязнения воздуха, в том числе, документируя выбросы пыли на видео. Под давлением общественности руководство компании провело встречу с жителями. Нам показали проект модернизации, подразумевающий установку защитного купола и водяных пушек. Однако никаких изменений в технологии перевалки не произошло. Напротив, терминал увеличил интенсивность работы, особенно, в ночное время, доставляя уголь к месту погрузки на открытых грузовиках, едущих через жилые кварталы. В качестве компенсации компания передала в ведение мэрии импортную дорожную спецтехнику – «пылесос». Но он так и не появился на улицах. Такой тактики – громких обещаний – компания придерживается уже не один год, рассказывая о грядущих планах модернизации и экологической защиты. Но в реальности ничего не меняется.  С новой силой пылят грейферы, отравляя воздух и акваторию, через город движутся открытые вагоны с углем, уголь оседает в легких жителей.

Подчеркну, что источниками загрязнения в Находке являются не все угольные терминалы, а два предприятия: ОАО «Терминал Астафьева» и ЗАО «Порт Восточные ворота – Приморский завод». Находясь в непосредственной близости к жилым застройкам, они так и не добились существенного снижения негативного воздействия на окружающую среду. Об этом свидетельствует все большее скопление угольной пыли на территории жилых кварталов, в квартирах и в детских социальных учреждениях.

Власти разных уровней традиционно пару раз в год демонстрируют интерес к теме, интенсивность которого пропорциональна всплескам возмущения местных жителей. Два года назад мы совместно с группой экспертов экологов и юристов подготовили и представили региональным властям план мероприятий по подавлению угольной пыли в Находке. В основу нашего проекта лег опыт порта Мурманск и других успешных отечественных и зарубежных портов. Однако ответа на свои предложения мы до сих пор не получили. Ни от краевой, ни от городской администраций. В то же время власти не скупятся на утешительные беседы и обещания. С начала года в Находке по данному вопросу были организованы встречи с депутатами городской думы, администрацией города, губернатором края и избранным от Находки депутатом Госдумы. Власти в который раз обещают разобраться, но результатов их работы не видно. Во время визитов вежливости от властей и проверяющих нерадивые стивидоры просто приостанавливают отгрузку и на время визита включают в показательном режиме водяные пушки. Сразу после отъезда проверяющих отгрузка начинается в большем объеме, чтобы оправдать временный простой.

Хорошо понимая, что город необходимо развивать, мы придерживаемся системного подхода. И в мире, и в России, и в самой Находке есть положительные примеры того, как стивидор инвестирует средства в экологически безопасное производство. Если мы обратимся к зарубежному опыту, европейскому или, например, японскому, то, я полагаю, строгое соблюдение санитарных норм и использование соответствующих технологий даст региону искомый компромисс: рост экономики, развитие транспорта, рабочие места и комфортное экологически чистое пространство.

Для того чтобы убедить недобросовестных стивидоров в необходимости технического перевооружения и соблюдения экологического закона, вероятно, в первую очередь необходимо пересмотреть регулирующие эту сферу законы. Правовая ответственность стивидоров-временщиков сегодня явно не пропорциональна экологическим рискам. Штрафы должны быть не символическими, а хотя бы соотносимыми с затратами на экологическую модернизацию производства. На фоне добросовестных стивидорных компаний, которые реализуют свои экологические программы, игнорирование санитарных норм отдельными предприятиями сводит к минимуму общие усилия. Все это не только  усугубляет экологическую ситуацию и вызывает общественное недовольство, но и провоцирует радикальное сомнение в целесообразности угольной перевалки для города и горожан.

Необходимо запретить грейферную перевалку угля в черте городов неспециализированным терминалам, не оборудованным системами экологической защиты, а также перевозку открытых вагонов и грузовиков с углем через городскую застройку. Эта большая задача требует совместных усилий и реальной политической воли властей.

У каждого экологического активиста Находки своя история борьбы за интересы жителей своего района, своего города. Многочисленные встречи в кабинетах госорганов, доказывание очевидных фактов, беспомощность властей и их самоустранение от решения проблемы жителей и экологии региона в целом.

Возможно, решение проблемы тормозится из-за раскола экологических организаций? А, может, проблема заключена в чьих-то коммерческих интересах (обложить стивидоров рентой)? Мы видим, что накануне местных выборов ряд наших политических лидеров активно комментирует угольную проблему. Но есть ли у них политическая воля реально изменить ситуацию?

Пока добиться первых конкретных результатов получилось у партии «Зеленые». Но экологам, общественности и жителям Находки нужно не прекращать борьбу, нужно объединить усилия. Наше спасение ─ в наших руках».

Андрей Карпов

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции