• 11 января 2012

    ВТО подплыла к портам

    Вступление России во Всемирную торговую организацию окажет определенное влияние на отечественную портовую отрасль, способствуя росту грузооборота, особенно контейнерных и Ro-Ro терминалов. Об обязательствах России в рамках ВТО, способных повлиять на стивидорный рынок, ИАА «ПортНьюс» рассказали в Минтрансе.

    Контейнерное счастье

    Россия официально вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), основной смысл которой заключается в гарантировании недискриминационного доступа товаров и услуг на рынки стран-членов ВТО. При этом участники организации не обязаны полностью открывать свой рынок для иностранцев, конкретные условия уточняются в ходе переговоров.

    Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в департаменте госполитики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта, в соответствии с условиями вступления России в ВТО, постепенное снижение пошлин предполагается на ряд импортных товаров.

    При этом переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют 2-3 года. По наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет.  

    По оценкам, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.

    В целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4 процентных пункта.

    В частности, снизятся ставки на иностранные лекарства, на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.  Также в течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7-9%.

    В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться к «докризисному» состоянию российского тарифа периода до 2009 года. На новые легковые автомобили  произойдет снижение пошлины с 25% до 15% в течение 7 лет, причем снижение происходит в основном в течение последних 3 лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой - позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили (бывшие в употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20% после снижения с 25% в течение переходного периода.

    Также предполагается постепенное снижение ввозных пошлин на ряд продовольственных товаров (молоко, мясо, корма для животных).

    Таким образом, можно ожидать, что в течение ближайших лет импорт в Россию будет постепенно расти, что будет способствовать развитию контейнерных и Ro-Ro терминалов. Отметим, что в последнее время заявлены и реализованы ряд крупных проектов соответствующих терминалов, о чем более подробно можно прочитать на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>

    На страже традиций

    Между тем, ввиду низкой конкурентоспособности российского производства, в среднесрочной перспективе вступление в ВТО лишь усилит традиционную сырьевую ориентацию российского экспорта и будет способствовать ему через облегчение доступа на иностранные рынки.

    Таким образом, ситуация, о которой в ходе заседания Морской коллегии 21 декабря 2011 года говорил на тот момент заместитель председателя правительства России Сергей Иванов – как и века назад импортируем продукцию, экспортируем сырье, еще более усилится (хотя в долгосрочной перспективе благодаря росту конкуренции и интеграции в мировую экономику может измениться).

    Как бы то ни было, но с точки зрения стивидорного бизнеса вступление в ВТО будет иметь положительное значение, так как способствует росту грузооборота терминалов.

    Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, рост грузооборота российских портов произошел бы и без вступления России в ВТО благодаря развитию экономики, увеличению производства ВВП, дальнейшему укреплению хозяйственных связей между регионами. «Кроме того, и международная торговля России, даже без вступления в ВТО, её дальнейший рост вполне способны привести к увеличению грузооборота наших портов и увеличения грузопотока на наших внутренних транспортных коммуникациях. Вступление России в ВТО также может способствовать увеличению этих показателей, но всё же не стоит ждать их взрывного роста», полагает Дмитрий Баранов.

    По его мнению, у России и до вступления в ВТО международная торговля с большинством стран мира развивалась вполне успешно, обороты росли, перечень товаров, которыми стороны торговали, постоянно расширялся. Внутренний рынок уже сформирован и конкуренция на нём средняя и выше среднего уровня, и тем компаниям (странам) которые захотят выйти на него, придётся приложить максимум усилий, потратить немало ресурсов, включая финансовые, и всё это не только без гарантий стать лидером на местном рынке, но даже с риском не закрепиться на нём вообще.  Общее состояние мировой экономики и необходимый переходный период после вступления в ВТО просто не дадут торговле продемонстрировать взрывной рост. «Тем не менее, в среднесрочной перспективе можно ожидать, что будет увеличиваться грузооборот в российских портах, и более интенсивно будет развиваться транспортная инфраструктура страны, в том числе и за счёт вступления в ВТО», - считает эксперт.

    О влиянии вступления в ВТО на рынок сервисных услуг в портах читайте в следующем номере журнала «Портовый сервис. Бункерный рынок», который выйдет в феврале 2012 года.

    Виталий Чернов.