• 12 июля 2011

    Генеральный директор «Московского речного пароходства» Константин Анисимов: «Безопасность пассажиров судоходное сообщество обеспечить готово»

    Вопрос безопасности речных пассажирских перевозок после трагических событий на Волге стал особенно актуален. О том, как его решает одна из крупнейших в России пассажирских судоходных компаний рассказывает генеральный директор ОАО «Московское речное пароходство» (МРП) Константин Анисимов.

    – Константин Олегович, в связи с недавней трагедией, произошедшей на Волге, расскажите, пожалуйста, какие меры безопасности принимаются на пассажирских судах ГК МРП? Можно ли говорить, что проход судов через Ладожское и Онежское озера сегодня безопасен?

    - На Волге произошла ужасная трагедия. Мы скорбим вместе со всей страной и приносим самые глубокие соболезнования семьям погибших пассажиров с теплохода «Булгария».

    Вместе с тем, я твердо уверен, что в России будет работать пассажирский флот, и судоходное сообщество приложит максимум усилий, чтобы обеспечить его безопасность.

    На ряде пассажирских судов группы компаний «МРП» в период с 2010 по 2011 годы дополнительно установлены технические средства судовождения. Это современное радиолокационное оборудование с картографическим отображением (СОЭНКИ), спутниковые компасы, АИС, система GPS ГЛОНАС, спутниковые системы связи.

    Специалистами технической службы и навигационной безопасности осуществляется постоянный контроль за техническим состоянием судов, готовностью экипажей к борьбе за живучесть судов.

    Все суда группы компаний «МРП», имеют документы Российского Речного Регистра на годность плавания в данном бассейне и оборудованы современными средствами радионавигации и аварийно-спасательным оборудованием согласно норм снабжения.

    В межнавигационный период нами проводится обучение экипажей по программе борьбы за живучесть судов. Для судоводителей проводится обучение на радиолокационном тренажере. В период нынешней навигации на судах регулярно проводятся учебные тревоги: «по борьбе с водой», «по борьбе с огнем», «человек за бортом», «шлюпочная – по оставлению судна».

    Вышеизложенные мероприятия дают возможность судам безопасно работать на внутренних водных путях, а так же Ладожском и Онежском озерах.

    – На фоне террористической угрозы особое значение придается вопросам обеспечения безопасности на транспорте. Что делается в этом плане в МРП?

    – Увы, мы живем под террористической угрозой с 90–х годов, и все необходимые меры противодействия принимали и раньше. На пассажирских судах существуют планы борьбы с террористической угрозой, экипажи обучены. Практически на каждом теплоходе установлены видеокамеры, на отдельных судах – металлоискатели, с помощью которых проверяется багаж.

    Надо учитывать, что на круизных теплоходах перевозятся иностранные или российские пассажиры, каждый из которых проходит на борт по списку, с проверенными паспортными данными и под контролем соответствующих служб. Главное – не терять бдительность. К дополнительным мерам по усилению мер безопасности можно отнести установку на причалах Северного речного вокзала Каналом имени Москвы специальных досмотровых комплексов для проверки пассажиров.

    – Какое место ваша компания занимает на рынке речных перевозок в московском регионе?


    – Наше пароходство существует достаточно давно, в 2008 году мы отметили 150–летие. На сегодняшний день входим в пятерку крупнейших речных перевозчиков, при этом пароходство аккомулирует в себе различные виды деятельности. В структуру ОАО входят грузовые и пассажирские судоходные компании, грузовые порты, яхт–клуб и Яхтенный порт. Крупное подразделение – «Мостурфлот–сервис»: почти тысяча человек занимается питанием пассажиров на круизных судах и организацией банкетного обслуживания.

    В московском регионе наше объединение занимает существенную нишу рынка. До 1995 года мы фактически выступали здесь единственными эксплуатантами речного транспорта, это подразумевала советская система хозяйствования. После приватизации на рынке перевозок песка, щебня пароходство занимает 30–40%, на рынке круизов – до 15%. Я имею в виду круизы, которые отправляются из Москвы в другие регионы. Сегодня на этом направлении работают и другие пароходства, а также частные судовладельцы, владеющие одним–двумя теплоходами.

    На рынке прогулочных перевозок доля МРП составляет до 40%. То есть мы не занимает монопольного или доминирующего положения, работаем в условиях серьезной конкуренции. Вместе с тем достижения очевидны.

    – Финансовый кризис вам удалось преодолеть или его последствия еще ощущаете?

    – В разных сегментах по–разному. Что касается туристического и прогулочного направления, кризисные явления позади. Если в 2009 году произошел довольно заметный спад, то уже в 2010 году компания вышла на докризисный уровень, и сегодня продолжает наращивать перевозки круизных пассажиров и пассажиров прогулочного флота.

    Должен сказать, что проблема не собственно в кризисе, а, в целом, в тяжелом положении туристической отрасли в Москве. Может быть, сказалось слабое внимание предыдущей администрации города к туризму, но факт остается фактом – поток любителей путешествий в столицу снижается. Между тем, поток иностранных туристов в Санкт–Петербурге вырос за последние годы в несколько раз. Мы надеемся, что новое руководство Москвы предпримет необходимые усилия и ситуация изменится.

    Отдельная тема – грузовые перевозки, наш флот построен под нерудные строительные материалы. Это, в основном, песок и щебень. К сожалению, здесь кризис ударил нас очень сильно. В 2009 году по сравнению с предыдущим объем перевозок упал вдвое. Примерно половину флота пароходство было вынуждено поставить на холодный отстой и пойти на увольнение сотрудников.

    Правда, в 2010 году произошел рост перевозок, примерно, на 10%, но, к сожалению, в этом году у нас пока нет весомых заявок на перевозку песка и щебня. Связано это, в первую очередь с проблемами строительной и дорожной отраслей. Мы, в частности, были нацелены на строительство дороги Москва – Санкт–Петербург, участка, проходящего через Химкинский лес. Заключив контракт с подрядчиком на поставку песка, МРП инвестировало примерно 50 млн руб. в строительство причала в районе аэропорта Шереметьево. Подготовлено около 250 тыс. куб. м песка, которые, увы, лежат без движения уже два года. Из–за известных событий, связанных с Химкинским лесом, строительство дороги застопорилось. Вот и несем убытки в ожидании начала строительства. К слову, здание пароходства расположено на Ленинградском шоссе, и мы ежедневно видим, какие проблемы существуют с выездом из Москвы на этом направлении.

    При этом не исключено, что нас ждет очередной аврал осенью. Так было, например, в минувшем году, когда для ряда объектов понадобилось завезти большие объемы песка. Сейчас же опять из–за отсутствия заявок теряем время, уходит погода, уходит вода. Мы, надо учитывать, сильно зависим от гидрологического режима, особенно на Оке.

    – Как решаются пароходством проблемы обновления пассажирского и грузового флота?

    – В отдельных сегментах мы приступили к обновлению флота. Прежде всего пассажирского. По комфортабельным четырехпалубным теплоходам мы занимаем второе место после Волжского пароходства, но пока не можем построить новое судно, поскольку окупаемость каждого такого теплохода составляет 30–40 лет, что сравнимо с возрастом самого транспортного средства. Поэтому мы идем по пути модернизации флота. Осенью минувшего года запустили проект модернизации четырехпалубного теплохода «Александр Грибоедов», на котором демонтировали всю пассажирскую часть, проложили новые коммуникации. В мае судно в свой первый рейс отправилось уже обновленным. До модернизации теплоход соответствовал категории 2 «звезды», теперь – 4. На судне расширены каюты, обновлены интерьеры, коммуникации, системы кондиционирования, ресторанное оборудование, установлен лифт, который поднимает пассажиров на все четыре уровня судна.

    Программу модернизации мы планируем продолжать и дальше. Но, к сожалению, стоимость подобного переоборудования одного судна обходится, примерно, в 200 млн. руб., это очень серьезные затраты. И если на новое судостроение установлено субсидирование процентной ставки кредита, то при модернизации помощь государства не предусмотрена. Приходится брать дорогие кредиты, и окупаемость по подобным проектам растягивается до 10 лет. Речники ставили вопрос о субсидировании перед Минпромторгом, но дальше обещания «рассмотреть» дело пока не двинулось.

    Что касается грузового флота, то мы приняли решение развивать новый для нас сегмент судоходства – перевозку нефтеналивных грузов. В прошлом году на заводе «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске запустили строительство серии судов RST–25. Это танкеры класса река–море дедвейтом 6 610 тонн. Сегодня строится три судна, в дальнейшем планируем продлить серию, как минимум, до 10 танкеров и выстроить у себя подразделение, которое будет заниматься исключительно нефтеналивным флотом.

    Реализуем еще один проект: самый крупный в столице Южный речной порт мы в последние годы постепенно превращаем в мощный контейнерный мультимодальный терминал. Совместно с немецкой компанией «Ренус логистик» в порту создано  предприятие по обработке контейнеров. Сначала обустроили склад пустых контейнеров, а затем начали принимать контейнеры с грузом. С конца прошлого года вышли на плановые показатели, и терминал заработал на полную мощность. Он принимает поезда с загруженными контейнерами из Санкт–Петербурга, отправляя пустые назад в Северную столицу или другим грузоотправителям. Пароходство рассматривает этот проект как один из наиболее перспективных. Под него планируем строить суда–контейнеровозы, которые позволят наладить массовые контейнерные перевозки не только железной дорогой и автомобильным транспортом, но и по воде. Первый пробный рейс осуществлен в 2010 году. В настоящее время планируем ввести в навигацию 2012 года уже полноценный баржебуксирный состав.

    Что касается прогулочного судоходства – здесь запустили строительство на Московском судостроительном заводе новой серии судов с рабочим названием «Столичный». Новый прогулочный теплоход является однопалубным, на нем сдвигающаяся прозрачная крыша, которая позволяет при любой погоде использовать судно как экскурсионный автобус. Пассажиры на открытом воздухе смогут наблюдать красоты Москвы–реки. Два судна новой серии будут введены в эксплуатацию в этом году, первое планируем ввести в эксплуатацию к нашему профессиональному празднику – Дню работников морского и речного флота.

    – Актуальная тема – внедрение инновационных разработок…

    – В «Столичном» ряд новшеств уже воплощен. Сейчас вместе со специалистами Московского судостроительного завода рассматриваем возможность оснащения судна не только дизельным двигателем: возможен и гибридный вариант, при котором судно работает как на дизеле, так и на электричестве.

    В настоящее время на судах устанавливается система ГЛОНАСС–JPS. В принципе, уже давно флот оснащается спутниковой навигацией, средствами электронной картографии, другими инновационными разработками. Сейчас на транзитных судах устанавливаем специальную систему АИС (автоматический идентификатор судна). Она позволяет контролировать в режиме реального времени все, что происходит в бассейне. Отмечу, что раньше такое оборудование ставилось только на морских судах.

    – Как бы вы охарактеризовали нынешний кадровый состав МРП? Каких специалистов не хватает?

    – С кадрами, как и у всех, проблемы есть. С одной стороны, хорошо, что сохранена система учебных заведений водного транспорта. Оттуда и черпаем кадры. Но, с другой стороны, остаются проблемы со специалистами в рабочем звене. Если, скажем, в судоводители за счет романтизма профессии люди еще идут, то в механики, токаря, фрезеровщики, судосварщики молодежь не стремится. Это вопрос, прежде всего, престижности профессии.

    Другая проблема – одновременно и кадровая, и экономическая. Рост с 1 января социальных налогов на 8% очень сильно ударил по экономике перевозок. К сожалению, одновременно поднимаются цены на топливо – фактически на 70% по сравнению с прошлым годом. Это делает бюджеты, которые мы сформировали на этот год, во многом убыточными. Надо учитывать, что в себестоимости перевозок доля топлива на пассажирских судах составляет 30%, на грузовых – до 50%. Профсоюз от нас требует повышения зарплаты, но при этом тарифы–то мы не можем поднять! Инфляция у нас считается официально, и государственные организации, которые потребляют наши услуги, не соглашаются на тарифы, превышающие установленный уровень. В связи с этим мы испытываем колоссальные трудности  и просим правительство еще раз рассмотреть вопрос о снижении социальных налогов.  

    Крайне осложняет финансовое положение пароходства и тот факт, что речники платят акциз на топливо. Во всех странах, где развит речной транспорт, и в Европе, и в Америке, топливо для него  продается без акциза. В Германии, например, в два раза дешевле, чем для автомобилей. В России же речники, получается, оплачивают налог на стоимость автодорог, которыми не пользуются. Между тем, уже два года существует скидка на топливо для сельхозпроизводителей с учетом сезонности. Было бы правильно распространить действие скидки и на внутренний водный транспорт.

    – Устраивает ли московских речников существующее состояние внутренних водных путей?


    – Тенденции последних 5–7 лет, нас, как перевозчиков, не могут не радовать. Финансирование ВВП заметно увеличилось, развернулась большая программа ремонта, как капитального, так и текущего. По большому счету, общее состояние водных путей можно считать нормальным. Хотя известно, что есть несколько узких мест. Остаются, известные всем,  проблемы с Городецким шлюзом, на Волго–Донском канале необходимо построить еще один шлюз, если мы хотим, чтобы Единая глубоководная система функционировала на отметке 4 м. Требуется, и к счастью, уже идет, реконструкция Волго–Балтийского канала.  В нашем бассейне, на Канале имени Москвы, проблемы только на Оке.  К сожалению, в этом году уже в начале июня остановилось пассажирская круизная навигация в этом районе,  но причиной являются маловодные годы.  В делах у нас сложились очень хорошие рабочие отношения с руководством канала.

    – Со вступлением России в ВТО может увеличиться на реках страны количество судов иностранных судоходных компаний. Готовы ли конкурировать с ними?


    – Мне кажется, что во многом это миф, будто придут иностранные перевозчики и отнимут «лакомый кусок». Во–первых, мы слышали, что открытие ВВП будет идти на паритетной взаимной основе. То есть, если мы, положим, открываем пути для Германии, то и Германия открывает для нас свои. При этом немецкие водные артерии и сейчас в принципе не являются закрытыми. Там можно работать, но никто реально этого не делает по ряду причин. Дело в том, что под каждый водный путь строится свой флот. Флот, который успешно работает у нас, не может работать от Рейна до Дуная. Он просто не проходит по габаритам.

    И наоборот, флот, который придет от «них», не будет эффективным по сравнению с отечественным флотом. Потому что наши транзитные суда везут по 5–6 тысяч тонн, а у «иностранцев» водоизмещение – 2–3 тыс. тонн, исходя из габаритов их водных путей.

    Но постепенно открывать российские ВВП, конечно надо. Например, есть у нас Яхтенный порт, и довольно странно, что во всем мире практикуется яхтенный туризм, а у нас яхты не могут дойти до Москвы. А таких желающих– сотни. Правда, иногда по специальному постановлению правительства заходят в столицу отдельные яхтсмены, но для этого надо чуть ли не три месяца пробивать и согласовывать массу разрешений.

    – Какие надежды связываете с навигацией 2011 года?

    – Уверен, что она станет новым этапом в развитии пассажирских и грузовых перевозок, повышении их эффективности. Мы намерены и дальше расширять географию пассажирских и грузовых маршрутов, туристических круизов, наращивать мощности наших портов. Все это будет способствовать тому, чтобы Московское речное пароходство укрепляло свои лидирующие позиции на рынке речных перевозок.

    Интервью подготовлено пресс-службой ОАО «Московское речное пароходство»
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен