• 28 февраля 2011

    Проломить окно в Европу

    В восточной части Финского залива, где расположены ключевые порты России – Приморск, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, а также Выборг и Высоцк сложилась сложнейшая за последние несколько лет ледовая обстановка. Несмотря на то, что на акватории работает 12 дизель-электрических ледоколов, понадобилась помощь атомного. А ситуация в марте, по прогнозам, если и улучшится, то незначительно. Между тем, операторами линий вводятся дополнительные надбавки, а железной дорогой – конвенции на погрузку в адрес стивидорных компаний.

    Жаркие страсти холодной навигации

    Из-за капризов погоды - оттепели, сильного северо-западного ветра, а затем резкого похолодания, в Финском заливе образовались льды толщиной  в некоторых местах до 1 м. и сжатием до 3 баллов. Это привело к тому, что суда стало практически невозможно проводить в караванах и каждое судно приходилось буксировать ледоколом.  Причем с такими льдами справляются лишь тяжелые линейные ледоколы "Москва", "Санкт-Петербург", "Ермак" и "Капитан Сорокин". При этом последние два ледокола заняты на проводках груженых танкеров из Приморска.

    В середине февраля проводку в караванах удалось восстановить, однако ситуация продолжает оставаться тяжелой. На акватории стабильно в ледокольной проводке нуждаются более 30 судов.

    Из-за сложной ситуации в порту были введены достаточно жесткие ограничения на ледовый класс и мощность силовой установки, которая не должна быть меньше 3,5 тыс. л.с. На 28 февраля в портах находятся 10 судов, не соответствующих этим требованиям.

    В ходе состоявшегося 28 февраля заседания Штаба ледовых операций администрации Большого порта Санкт-Петербург (в структуру которой также входят капитании портов Усть-Луга, Приморск, Выборг и Высоцк), глава морской администрации Петр Паринов сообщил, что вводить еще более жесткие ограничения не предполагается, так как в противном случае функционирование порта окажется вообще под вопросом.

    Тем более, что ситуация несколько улучшилась с приходом в субботу в российскую часть залива атомного ледокола «Вайгач» (находится в управлении ФГУП «Атомфлот»), прибывшего из Мурманска. Предполагается, что он должен уйти обратно 10 марта, однако администрация Большого порта Санкт-Петербург будет ходатайствовать о продлении его работы в Финском заливе до 20 марта. Кроме того, к 10 марта должен подойти дизель-электрический ледокол ФГУП «Росморпорт» «Капитан Драницын», возвращающийся из антарктического рейса.

    Надо отметить, что работа  атомного ледокола «Вайгач» обходится «Росморпорту» недешево. Как было озвучено на заседании Штаба ледовых операций, цена работы «Вайгача» составляет 130 тыс. руб. в час.

    По словам и.о. первого заместителя капитана Большого порта Санкт-Петербург Михаила Харьюзова,  для работы на акватории Финского залива как раз не хватает как минимум двух линейных ледоколов. Строительство одного такого ледокола обойдется в 5 млрд руб.  Сроки строительства в настоящее время не определены. По завершению ледовой кампании будут сделаны выводы и сформулированы соответствующие предложения.

    Тем не менее, пока что приходится довольствоваться тем, что есть. К сожалению, прогноз на март неутешителен – весь месяц ледовая обстановка будет не лучше, чем в феврале. Ожидается, что незначительное сокращение ледяного покрова произойдет в северной части Балтийского моря. Севернее острова Гогланд толщина льда прогнозируется на уровне 30-35 см, и только к западу от Таллинна она сократится до 10-20 см. Кроме того, в течение всего марта ожидаются сильные ветры, что приведет к сжатию льда.

    Тяжелая ледовая ситуация ведет к простоям судов, затариванию мощностей стивидорных компаний. В свою очередь, операторы морских линий вводят экстренные надбавки, а железная дорога – конвенции на погрузку. Так, конвенции уже объявлены в отношении терминалов «Нева-Металл» (по черным металлам) и «Балтийский балкерный терминал» (по удобрениям). Не исключено, что они будут введены и в отношении других стивидоров.

    В последние годы погода становится все более непредсказуемой, а суровость климата, то есть разница между годовыми максимумами и минимумами, возрастает. В связи с этим становится очевидным, что урок нынешней зимней навигации должен побудить к развитию отечественного судостроения и строительству флота с ледовым классом и новых мощных линейных ледоколов.
     
    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен