• 28 октября 2010

    На границе деньги ходят хмуро

    Одной из злободневных проблем российской портовой отрасли является ситуация с пунктами пропуска через госграницу. По закону, финансирование их обустройства целиком лежит на государстве, однако предъявляемые к ним требования со стороны государственных же контролирующих органов завышают стоимость затрат до таких размеров, что бюджетных денег не хватает. Государство хочет привлечь для этого бизнес, однако частные компании не желают вкладывать свои средства без гарантий их возврата и по нынешним завышенным ценам, требуя упрощения всех пограничных процедур.

    Безвозмездно – значит, бесплатно

    В соответствии с действующим законодательством, финансирование создания, обустройства и реконструкции пунктов пропуска через государственную границу России, а также их содержание, может осуществляться только за счет федерального бюджета. На практике получается так, что у государства не хватает на эти цели денег из-за чрезмерных требований, предъявляемых со стороны контролирующих органов к пунктам пропуска. Возникает замкнутый круг, когда государство не может выполнить свои обязательства из-за требований собственных же служб, которые, не тратя средств из собственного бюджета, напрямую не заинтересованы в оптимизации этих требований. От этой ситуации страдает, естественно, в первую очередь частный бизнес, работающий в морских портах.

    В связи с этим возникла идея законодательно восстановить возможность участия частных компаний в финансировании пунктов пропуска. Если говорить о морских пунктах пропуска, то фактически речь идет о стивидорном бизнесе. Как пояснила ИАА "ПортНьюс" идею введения механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в этом вопросе начальник Управления государственной политики в сфере обустройства государственной границы Росграницы Елена Китова, "мы считаем, что привлекать бизнес целесообразно, потому что участники рынка напрямую заинтересованы в функционировании пунктов пропуска".

    В связи с этим отметим, что в соответствии с разрабатываемым законопроектом «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», строительство объектов, оснащение и реконструкция пунктов пропуска могут осуществляться за счет средств частных инвесторов на конкурсной основе, с последующей передачей их государству безвозмездно. При этом содержание пунктов пропуска допускается только за счет бюджетных средств, как объясняют разработчики проекта – чтобы избежать влияния инвесторов на работу контролирующих органов.

    В то же время, Росграницей разрабатывается Концепция Федеральной целевой программы (ФЦП) "Государственная граница Российской Федерации (2012-2017 годы)", которую уже в ноябре 2010 года планируется внести на рассмотрение правительства России, и в случае одобрения, подготовить саму ФЦП к лету 2011 года. Предполагается, что в ФЦП будет заложено финансирование реконструкции пунктов пропуска в 60 морских портах России. Как пояснили в федеральном агентстве, на основании ФЗ "О государственной границе Российской Федерации" в ФЦП идет  речь только о федеральных средствах, которые направлены на обустройство и оснащение пунктов пропуска. Но  процедура реализации ФЦП позволяет вносить изменения. Поэтому, если норма о государственно-частном партнерстве  будет  принята в рамках закона о пунктах пропуска, то  это даст возможность пересмотреть сроки  и объемы работ и выделенных федеральных средств с учетом работы в условиях ГЧП.

    Закон суров, портовики - тоже

    Тем не менее, сами стивидорные компании относятся к идее выполнения обязательств государства за их счет скептически. Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» председатель Комитета по инвестиционным программам развития портовой инфраструктуры и производственным вопросам Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) Дмитрий Морозов, портовики готовы осуществлять финансирование строительства, обустройства и реконструкции морских пунктов пропуска, но только на возмездной основе, а не бесплатно, как это предусмотрено действующей редакцией указанного законопроекта.

    "Существующий текст данного законопроекта  говорит о безвозмездной передаче объектов пункта пропуска, созданных на частные средства, в распоряжение государства. Однако это прямо противоречит закону о госгранице. Ведь инвестор, фактически, исполняет обязательства Российской Федерации и поэтому мы рассчитываем на 100% возмещение его затрат», - говорит Дмитрий Морозов.

    По его словам, решение проблемы видится в выработке разумного технического задания на проектирование пунктов пропуска, особенно в портах, где, наверное, нет необходимости строить на каждом терминале полноформатный пункт пропуска.

    "Оптимизация требований, внедрение новых технологий, что в настоящее время просто не нужно и невыгодно таможенникам и пограничникам, приведет тем самым к снижению объема затрат. В этой ситуации необходим арбитр между интересами различных контрольных органов. Арбитр, имеющий полномочия для определения требований к пунктам пропуска и принятию решений в этой сфере. Таким арбитром может стать Росграница, - считает Дмитрий Морозов. - Поэтому мы приветствуем разработку законопроекта о пунктах пропуска, который поднимет нормативную базу, регулирующую деятельность Росграницы, до уровня федерального закона".

    АСОП уже внесла предложения по тексту законопроекта, которые гарантировали бы интересы портового бизнес-сообщества, возврат частных инвестиций, расширение полномочий Росграницы. Пока этих норм в предложенном варианте законопроекта нет.

    По мнению Дмитрия Морозова, сократить затраты на морские пункты пропуска можно, в частности, грамотно объединив в общепортовом пункте пропуска часть общих функций и объектов, чтобы избежать их бессмысленного дублирования на каждом из терминалов в рамках одного порта.

    Точку зрения о необходимости унификации и упрощения пограничных формальностей, а также формирования полноценных общепортовых пунктов пропуска разделяет и руководитель Росграницы Дмитрий Безделов. "Унификация снимет большой круг вопросов", - подчеркнул он в ходе выступления на II Международной конференции "Современное управление границей" в Москве.

    Кроме того, нельзя забывать о том, что в условиях Таможенного союза и далее Единого экономического пространства, придется вырабатывать единые подходы к организации пунктов пропуска на внешних границах, что также потребует новых согласований и унификации контрольных процедур. По мнению выступившей на Конференции директора правового департамента секретариата Комиссии Таможенного союза Натальи Слюсарь, на территории союза необходимо создать нечто наподобие европейской зоны Шенгенского соглашения.
     
    Виталий Чернов.
     
    С законопроектом "О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" в редакции от 27 сентября 2010 года можно ознакомиться на сайте ИАА "ПортНьюс" >>>
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен