• 8 сентября 2008

    Владимир Николаев: “Нужен ли дублер Неве?”

    О возможности строительства нового судоходного пути-дублера Невы в интервью ИАА “ПортНьюс” рассказывает начальник ГБУ “Волго-Балт” Владимир Николаев.

     

    - Владимир Константинович, известно, что судовладельцы, осуществляющие перевозки по Волго-Балту, терпят серьезные убытки из-за простоев флота в ожидании ночной разводки петербургских мостов. Как Вы относитесь к идее решения этой проблемы за счет строительства канала-дублера р. Нева?

    - Я считаю, что это фантазии экономистов – недоучек. Что они предлагают, Вы только вдумайтесь?! Сегодня каждое судно стоит в среднем 10 часов в ожидании разводки мостов и за два часа бесплатного прохода по Неве прибывает в морской порт на выгрузку, а ему предлагают альтернативу для “сокращения” расходов от суток до трех идти по платному каналу.

     

    - В защиту идеи строительства канала приводится аргумент низкой безопасности судоходства на Неве. В случае аварии с опасным грузом может произойти настоящая экологическая катастрофа.

    - Это единственный и очень серьезный аргумент. Если бы завтра “по щучьему велению и моему хотению” появился бесплатный “дублер” Невы, я был бы счастлив в первую очередь. На Неве три очень опасных участка: Кошкинский фарватер, Ивановские пороги и разводные пролеты мостов. Любой судоводитель мечтает о безопасном обходе этих мест. На роль такого дублера Невы без особого экономического ущерба для судоходства мог бы претендовать вариант канала Ладога – Сестрорецк или в крайнем случае Ладога- Выборг. Но сказочный бесплатный канал – это мечта. Для реального строительства нужны деньги, а для их получения нужно защитить технико-экономическое обоснование проекта. Сделать такое ТЭО при существующей пропускной способности остальных участков Волго-Балта нереально. Если вопрос безопасности встанет очень жестко, то при существующих грузопотоках скорее запретят перевозить опасные грузы, чем дадут деньги на строительство канала для перевозки 5 млн. тонн мазута.

     

    - Вы дважды сказали "при существующей", но известны обещания Минтранса России по увеличению пропускной способности Волго-Балта.

    - Сегодня это уже не обещания, а огромная по своему масштабу, утвержденная программа реконструкции Волго-Балта со строительством новых объектов, которая воплощается в жизнь. Вы только вдумайтесь, с 1999 по 2005 годы (семь лет) в среднем ежегодно нам выделялось по 60 млн. рублей, в 2006-2007 годах по 550 млн. рублей, в 2008-2009 годах по 1,5 млрд. рублей, а на период 2010-2015 годы запланировано направить на реконструкцию и капитальный ремонт около 30 млрд. рублей.

    ГБУ "Волго-Балт" за этот период повысит надежность гидротехнических сооружений, ликвидирует лимитирующие судоходство односторонние участки, построит вторую нитку Нижне-Свирского шлюза, создаст современные системы связи и навигации, но! Но резкого, фантастического увеличения пропускной способности не произойдет. Верхне-Свирский шлюз и шесть шлюзов Вытегорской лестницы однониточные.

    Сегодня разрабатывая программу до 2020 и 2030 года, мы будем доказывать необходимость вторых ниток всех шлюзов. Только после их строительства Нева станет сдерживать рост возможных грузопотоков и появиться второй аргумент для ТЭО “дублера” Невы.

     

     

    - Получается, что снизить риски возможных аварий в мостах невозможно?

    Снизить риски аварий возможно на любом виде транспорта, если этим заниматься не на бумаге, а с людьми на самом транспорте. Все аварии происходят или по вине непосредственно человека (летчика, водителя, машиниста, судоводителя), или из-за отказа техники, что в конечном итоге, то же по вине человека (изготовителя, механика, судомеханика).

    К сожалению, сегодня работает в основном старый флот, и чем старше судно, тем чаще и пристальней его нужно проверять перед допуском к работе. С кадрами тоже проблема. Старики профессионалы уходят и все меньше желающих есть не легкий хлеб моряков и речников.

    Все вспоминают шесть аварий в мостах 2005 года и говорят, что был высокий уровень воды, поэтому они и произошли. Так ли это? Может быть техническое состояние судов, дисциплина и квалификация экипажей были ниже обычного, потому, что на воде только в 2005 году не было контролеров за судоходством. Уберите на один год с автодорог ГАИ и посмотрите, что произойдет.

    Старому флоту осталось жить 5-10 лет, и не будет его. Для сохранения судоходства нужно строить новые суда. Я уверен, что строить их будут для работы на Волго-Балте с низкими рубками, что позволит им проходить в широкие неразводные пролеты мостов и днем и ночью. Это и снижение рисков, и повышение конкурентоспособности водного транспорта.

     

     

    - Из сказанного Вами следует, что Вы скептически относитесь к решению проблем Волго-Балта с помощью строительства "дублера" Невы, проходящего по южной границе Ленинградской области, обсуждение возможности строительства которого рассматривалось в Комитете по транспортной инфраструктуре Ленинградской области 3 сентября этого года?

    - Ни малейшего скептицизма. Если называть вещи своими именами и не передергивать факты, все поймут, что на совещании обсуждалась не проблема строительства “дублера” Невы в интересах судоходства по Волго-Балту, а идея комплексного развития юго-восточных районов Ленинградской области. Огромные территории, со своими природными ресурсами сегодня пустуют и не “работают”. Только создание транспортной инфраструктуры позволит вдохнуть туда жизнь, промышленное и социальное развитие.

    Авторы-энтузиасты на совещании показали несколько вариантов транспортных коридоров необходимых для комплексного развития региона.

     

    По этим коридорам можно построить современные автомагистрали или железные дороги или судоходные каналы. Конечно, каналы экономически уступают (дорогое строительство и работают только летом), но авторы аргументируют свои идеи экологической чистотой водного транспорта, и с ними в этом трудно не согласиться.

    Сегодня большегрузные автомобили возят по дорогам области песок, щебень, лес и безбожно разбивают дороги. В результате аварийность и бесконечный ремонт дорог. Создание развитой сети водных путей Ленинградской области прекрасный выход из этого положения. Этим путем давно идут наши соседи не только на теплых круглогодичных реках Европы, но и на сезонных озерах Финляндии.

    А теперь представьте! В результате реализации одного из предложенных на совещании вариантов построена цепочка водных путей вдоль южных границ Ленинградской области от Подпорожья до Усть-Луги, на берегах образовались предприятия, построено жилье и социальная сфера, продукция областных предприятий напрямую доставляется в морской порт Усть-Луга, развивается речной туризм, там, где о нем и не мечтали. Ради этого работали ученые-энтузиасты, участники вчерашнего совещания и возможно по заданию администрации области завтра будут работать проектировщики, а в будущем строители.

     

    При реализации любого из предложенных вариантов строительства водных путей по южной границе Ленинградской области снизится нагрузка на федеральную трассу Волго-Балта от местных грузов, что будет способствовать привлечению грузов транзитных, отечественных и международных.

    Мне очень хочется верить в то, что в климатически не равной борьбе с автомобильными и железными дорогами экологически чистые водные пути рано или поздно найдут свое достойное место в транспортной инфраструктуре Ленинградской области.

    Беседовала Надежда Малышева