• 28 января 2020

    Круизы вышли из берегов

    Балтийские круизные компании адаптируются к новым трендам и осваивают новые маршруты, попутно строя суда на альтернативных видах топлива. Tallink намерен делать ежегодные заходы в Санкт-Петербург, а Viking – организовывать полярные и экологические путешествия.

    Окно в Европу для туристов из Азии


    Мир стремительно меняется, и к этим изменениям приспосабливается круизная и паромная индустрия Балтики. Среди основных трендов: рост количества туристов из Азии, повышение привлекательности Санкт-Петербурга, увеличение числа одиночных путешественников и интерес к слабо освоенным цивилизацией местам, таким как Арктика, Антарктика, Великие Озера. С точки зрения технологий: строительство судов на альтернативном топливе, снижение расхода топлива, обеспечение электроэнергией с береговых станций.

    «Одна из главных тенденций в мировом туризме на сегодняшний день, которая ощутима и на Балтийском море - это путешествия в регионе проживания. Жители Балтики начинают активнее исследовать интересные места на территории своей или соседних стран. Также все большее внимание уделяется экологии», - прокомментировал в интервью ИАА «ПортНьюс» директор российского представительства Tallink Silja Line Марко Палму.

    Он также отметил, что в последнее время растет количество путешественников из стран Азии.  В 2019 году число туристов из стран, которые не имеют отношения к странам непосредственного отправления паромов Tallink, достигло 1 млн чел.

    Еще одна тенденция - это развитие своего рода «ценового туризма», который основан на разнице в масштабах цен между разными странами. Эта тенденция уже привела к существенному росту турпотока из Хельсинки в Таллинн, что, например, подвигло паромного оператора Viking увеличить количество рейсов в данном направлении. В компании говорят, что благодаря быстрому и простому способу добраться из Хельсинки в Таллинн люди пользуются удобным «шопинг-туром», чтобы приобрести необходимые продукты, услуги и  впечатления.

    По мнению вице-президента по продажам и маркетингу Viking Line Кайя Таколандера, «возможности для шоппинга в Таллинне быстро развиваются, и многие пассажиры просто хотят расширить его содержание. Центр беспошлинного ввоза-вывоза (порт порто-франко), строящийся рядом с терминалом Viking Line, еще больше расширит эти возможности. В Таллинне также есть большой выбор ресторанов и соблазнительно недорогие цены. В наше время просто пообедать в хорошем ресторане является достаточной причиной для многих, чтобы поехать в Таллинн на целый день».

    Кроме того, во всем мире растет количество т. н. «диких» туристов, предпочитающих путешествовать без приобретения специального тура. В этом случае ночевка на пароме, при прочих равных, позволит сэкономить на гостиницах и транспорте для посещения разных городов.


    Развития круизного туризма на Балтике не обходит стороной и Россию, которая предпринимает значительные усилия по облегчению процедуры въезда на территорию Санкт-Петербурга туристов, прибывающих на морских судах. Интерес круизных и паромных операторов к городу, действительно, растет:  в 2020 году паром Europa  Tallink планирует совершить четыре захода на «Морской фасад» Санкт-Петербурга (два из них будут совершены специально к футбольным матчам с участием сборной Финляндии на основе чартера).

    «Мы надеемся, что специальный круиз в Санкт-Петербург станет ежегодным среди летних круизов Tallink Silja Line», -  прокомментировал ИАА «ПортНьюс» Марко Палму. 

    Между тем, перед властями Санкт-Петербурга стоит задача сделать город не просто местом захода паромов и лайнеров, но и местом начала и завершения круизов. Это и логично, учитывая, что город на Неве представляет наибольшую культурно-историческую ценность в регионе, значительно превосходит по численности другие балтийские города и является крупным транспортным хабом.

    В ноябре прошлого года АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург Морской фасад» и АО «Терра Нова» подписали договор, согласно которому в собственность пассажирского порта переходят два земельных участка общей площадью 54 тыс. 691 кв. м. Эти участки и планируется использовать для создания необходимой инфраструктуры для обеспечения начала и завершения круизов. Также планируется построить второй выносной пал к навигации 2020 года, что позволит увеличить длину причалов №6 и №7 до 771 м.

    Прорабатывается в Санкт-Петербурге и проект по созданию собственной судоходной компании и строительству круизного судна для работы в низкий сезон.

    Для вывоза туристов в центральные районы города рассматривается возможность применения пассажирских судов на электротяге, которые могут заменить «Метеоры» (со своей стороны, Крыловский государственный научный центр прорабатывает проект водоизмещающих судов на замену «Метеорам», о чем более подробно мы писали ранее >>>>).

    Путая берега

    Тема экологии в последнее время вышла на главный план в мировой повестке дня. И речь здесь идет не только о снижении вредных выбросов с судов, но и о росте интереса к экологическому туризму. Эту нишу для себя рассматривают, в том числе, круизные операторы Балтийского региона. Так, финский оператор Viking объявил о планах организации туров в Арктику, Антарктику и к Великим Озерам Северной Америки с 2022 года. Туры будут проходить на новых небольших экспедиционных судах.


    Кстати говоря, экологическое круизное направление не является чуждым и для российских компаний. Так, отечественная круизная компания «Созвездие» намерена в навигацию 2020 года провести два семидневных круиза (в июне и сентябре) по о. Байкал (с юга на север) на зафрахтованном судне «Империя» (самый крупный из имеющихся пассажирских теплоходов на Байкале). В 2021 году планируется осуществить уже четыре рейса по Байкалу. Помимо Байкала, в рамках направления экспедиционных круизов, рассматривается возможность организации водных туров по другим озерам, а также рекам России и других стран мира.

    Если говорить об Арктике, то круизы туда уже продолжительное время совершает атомный ледокол «50 лет Победы». Впрочем, использование ледокола для этих целей – скорее вынужденное, поскольку для полноценных круизов все-таки необходимо строительство специализированных пассажирских арктических судов.

    Ранее Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) сообщала, что рассматривает возможность строительства арктических круизных судов вместимостью по 150-200 человек. По оценкам президента ОСК Алексея Рахманова, рынок арктического круизного туризма оценивается в $6 млрд в год.

    Со своей стороны, председатель Совета директоров Helsinki Shipyard (Финляндия) Виктор Олерский в сентябре 2019 года заявил, что судостроительное предприятие намерено построить два лайнера для круизов по Арктике и Антарктике. По его словам, строительство подобных судов в Европе имеет перспективы, поскольку для их создания требуются особые компетенции, которых, зачастую, не хватает у более дешевых азиатских верфей.

    Дело техники


    Разумеется, мода на борьбу за экологию, равно как и требования Международной морской организации (ИМО, IMO) и национальных законодательств не обошли стороной и круизный сегмент. Операторы пассажирского флота делают ставку либо на дизельное топливо, либо на альтернативные виды топлив и электротягу. Так, Tallink построил паром Megastar на сжиженном природном газе (СПГ) и начал строительство второго парома MyStar на газомоторном топливе (суда являются двухтопливными). Любопытно, что для бункеровки при этом используется российский СПГ, поставляемый с проекта «Криогаз-Высоцк» в Ленобласти. Как пояснили ИАА «ПортНьюс» в компании, все новые суда, которые могут быть построены в дальнейшем, будут использовать именно СПГ в качестве топлива.

    Viking также сделал ставку на СПГ: еще в 2013 году компания ввела в эксплуатацию паром на СПГ Viking Grace, а летом прошлого года в Китае состоялась закладка газомоторного Viking Glory, которое выйдет на маршрут Турку-Аланд-Стокгольм в 2021 году.

    Со своей стороны, Stena Line стала пионером использования метанола на паромах: двухтопливное судно компании Stena Germanica с 2018 года начало использовать метанол в качестве топлива на ежедневной основе, что позволило добиться снижения выбросов оксидов серы и азота. Другой паром компании Stena Jutlandica в том же году был переоборудован под использование гибридной электроустановки. В компании планируют обеспечить возможность парому преодолевать расстояние в 50 морских миль на электротяге, что соответствует расстоянию между Гетеборгом и Фредериксхавном (Stena Jutlandica работает на этом маршруте).

    Более подробно об экологических видах топлива читайте в материале ИАА «ПортНьюс» >>>>

    Помимо использования альтернативных видов топлива паромные операторы предпринимают меры для снижения его расхода. Так, Stena Line планирует сократить потребление топлива на 2,5% на одну морскую милю благодаря применению искусственного интеллекта на своих судах. Еще в 2018 году на пароме Stena Scandinavia была применена технология искусственного интеллекта, учитывающего множество различных факторов, таких как погодные условия, глубина, скорость, ветер в различных комбинациях. Система искусственного интеллекта является самообучаемой и совершенствуется от рейса к рейсу, позволяя оптимизировать топливные затраты.

    Со своей стороны, в Tallink ИАА «ПортНьюс» сообщили, что компании удалось добиться снижения расхода топлива более чем на 3% за счет «ряда инновационных технических решений, например, оптимизации общего энергопотребления (HVAC) и многих других».

     


    Еще одна экологическая мера - это использование электроэнергии от береговых электростанций во время стоянок в портах. «В рамках сотрудничества с ключевыми портами, в которые регулярно заходят суда Tallink, используется система электроснабжения берег-судно. Четыре парома, заходящие в порт Стокгольма, уже используют данное решение, порт Таллинна планирует предоставлять данную возможность в 2020 году, после него к программе присоединится порт Хельсинки, что позволит значительно уменьшить выбросы во время стоянки в паромов в порту», - рассказали в Tallink.

    Береговые электростанции используют, разумеется, и другие операторы, в частности, Stena Line, по подсчетам которой это позволит снизить выбросы CO2 с одного парома в эквиваленте годовых выбросов в 7,5 тыс. легковых автомобилей. В настоящее время 14 судов Stena Line и шесть терминалов, которыми оперирует компания, оборудованы устройствами и инфраструктурой для обеспечения берегового электроснабжения. Сейчас рассматривается возможность дальнейшего расширения этой практики в портах Дании и Германии.

    Таким образом, паромно-круизное судоходство Балтики развивается активно и в русле последних тенденций. Пора бы и Санкт-Петербургу принять в этом более активное участие.

    Виталий Чернов.