• 29 октября 2019

    Флот жмет на газ

    Сжиженный природный газ (СПГ) в ближайшие 15-20 лет станет одним из наиболее популярных видов судового топлива, однако его внедрение требует решения ряда инфраструктурных, судостроительных, нормативных и законодательных задач. Эти и другие вопросы обсудили участники III конференции «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России».

    Газ побеждает дизель


    Россия, обладая существенными запасами природного газа, имеет естественное преимущество для продвижения газомоторного топлива. Такое мнение, обращаясь с приветственным словом к участникам конференции, высказал генеральный директор одной из крупнейших мировых танкерных судоходных компаний «Совкомфлот» Игорь Тонковидов. Он также отметил, что опыт применения сжиженного природного газа (СПГ) на танкерах «Совкомфлота» доказал его экономическое преимущество перед дизельным топливом в зонах особого контроля за выбросами с судов (ECA), где с 2015 года действует жесткое ограничение на содержание серы в судовом топливе в 0,1%.

    «В период летней навигации 2019 года наши суда успешно осуществили коммерческие рейсы по трассам СМП, используя на всей протяженности маршрута только СПГ-топливо. В ходе рейсов была проверена работоспособность систем и механизмов судов в условиях низких температур, а также освоен новый глубоководный маршрут в северной части Восточно-Сибирского моря. Компания продемонстрировала свою приверженность к использованию экологически более чистого топлива в Арктике. Использование СПГ в качестве судового топлива в регионах Северного и Балтийского морей (зонах особого контроля за содержанием серы в судовом топливе) экономически более эффективно, чем использование дизельного топлива. Более чем годичный опыт эксплуатации крупнотоннажных танкеров на газомоторном топливе показал, что использование СПГ позволяет сократить выбросы углекислого газа (СO2) в атмосферу на 30% по сравнению с аналогичными судами на традиционном тяжелом топливе», - сказал Игорь Тонковидов.

    Тем не менее, для массового внедрения СПГ в качестве судового топлива еще предстоит решить ряд проблем, начиная от инфраструктурных, судостроительных и заканчивая нормативными.

    Что нам стоит СПГ-флот построить

    Как правило (хотя есть исключения), использование СПГ в качестве судового топлива целесообразно при строительстве новых судов, изначально спроектированных для работы на этом виде топлива (либо гибридных, двухтопливных). Однако стоимость строительства такого судна по объективным причинам существенно выше стоимости строительства аналогичного судна на обычных видах топлива (нефтепродуктах) (до 30% в зависимости от типа судна).

    Учитывая, что в большинстве случаев судоходный бизнес является низкомаржинальным, а капитальные затраты на обновление флота – большими, в России прорабатывается вопрос предоставления льгот и преференций для судовладельцев, решивших строить новые суда на СПГ.


    Так, по словам выступившего на конференции заместителя руководителя Росморречфлота Александра Пошивая, в том числе предлагается субсидировать разницу в стоимости строительства обычного судна и аналогичного судна на СПГ-топливе, предоставлять преференции компаниям, использующим суда на СПГ, при проведении конкурсов на право заключения государственных и муниципальных заказов. Кроме того, предлагается субсидировать часть затрат на уплату процентов по кредитам и займам на приобретение судов на СПГ, предоставлять льготу при уплате налога на имущество для таких судов и освобождать от налога на добавленную стоимость и от таможенных пошлин на ввозимое судовое оборудование для судостроительных верфей и судовладельцев при приобретении судов, использующих СПГ, в том числе в лизинг.

    Аналогичные преференции предлагается предоставлять компаниям, владеющим береговыми техническими комплексами, обеспечивающими хранение и поставку СПГ для судов.

    Данные меры предлагается включить в госпрограмму развития использования природного газа в качестве топлива.

    Между тем, хотя в большинстве случаев экономически целесообразнее для внедрения СПГ строить новый флот, для некоторых типов судов все же существует возможность конверсии.


    Как рассказал в ходе конференции менеджер по продажам в Восточной и Юго-Восточной Европе судостроительной группы Damen Питер Анссемс, подразделения Damen успешно проводят ремонт и конверсию судов на СПГ. Так, компания провела конверсию земснаряда вместимостью 8500 куб. м в двухтопливное судно (использует в качестве топлива СПГ и MGO). Конверсия заняла 23 месяца с даты подписания контракта с учетом проектирования и подготовительных работ.

    Если говорить об инфраструктуре для бункеровок СПГ, то в России здесь уже имеются подвижки: с весны 2019 года работает терминал «Криогаз-Высоцк», в ближайшей перспективе должен заработать терминал «КС Портовая» в Выборгском районе Ленобласти. Кроме того, «Газпром» планирует создать такие терминалы в Черном море с выходом в Средиземное море и в Японском море с выходом на Тихоокеанские транспортные маршруты.

    Со своей стороны, «Газпромнефть Марин Бункер» с 2021 года по 2030 год планирует ввести в эксплуатацию на Северо-Западе три СПГ-бункеровщика. Первый танкер-бункеровщик СПГ вместимостью 5800 куб. м  уже строится и будет введен в коммерческую  эксплуатацию во II квартале 2021 года.

    В строительстве серийных СПГ-бункеровщиков российским заказчикам также может помочь группа Damen, которая в настоящее время строит танкер-бункеровщик СПГ емкостью 6 тыс. куб. м.

    Закон суров

    Для создания флота на СПГ необходимо формирование свода соответствующих правил и стандартов.


    Как рассказал в ходе конференции директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Юрий Костин, Правилами классификации и постройки судов Российского морского регистра судоходства установлены технические требования к судам, на которых в качестве топлива используется природный или нефтяной газ.

    Также внесены изменения в правила Российского речного регистра судоходства и в соответствующие Правила классификации и постройки судов, Правила технического наблюдения за постройкой судов, изготовлением материалов и изделий, содержащие требования к судам, на которых в качестве топлива используется природный или нефтяной газ.

    Кроме того, компания «Газпромнефть Марин Бункер» инициировала разработку проекта стандарта «Суда и морские технологии. Требования к бункеровке судов, использующих сжиженный природный газ в качестве топлива». Данный стандарт определяет требования как к судам-бункеровщикам, так и к бункеруемым судам, регламентирует технологические процессы и процедуры бункеровки, описывает требования к конструкции систем передачи топлива, определяет рекомендации по обучению персонала, подготовки отчетности и документации.


    Как, в свою очередь, рассказал в ходе конференции главный специалист отдела технологий морской транспортировки и хранения сжиженного природного газа Российского морского регистра судоходства (РС) Сергей Сотсков, РС существенно обновил Правила классификации и постройки судов для перевозки сжиженных газов наливом. Планы Регистра на ближайшую перспективу – расширение номенклатуры дополнительных знаков символа класса для газовозов и судов, использующих СПГ в качестве топлива; внедрение трёхэтапной системы одобрения мембранных систем хранения СПГ; дальнейшее укрепление сотрудничества РС и Gaztransport & Technigaz; развитие компетенций Регистра в области хранения и перевозки СПГ.

    Использование СПГ в качестве топлива перспективно в международных водах, где с 1 января 2020 года будет действовать ограничение на содержание серы в судовом топливе в 0,5%, однако во внутренних водах каждое государство вправе само определять допустимость применения того или иного вида топлива. Если говорить о внутренних водных путях России, то следует учитывать низкую маржинальность бизнеса судоходных компаний, работающих на реке. Поэтому распространение на них требований ИМО – явно преждевременно.


    Между тем, как рассказал в ходе конференции президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза с 1 января 2020 года на территории Союза запрещается выпуск в обращение топлива с содержанием серы более 0,5%. 

    «По нашему мнению, необходимо вести работу над Техрегламентом. Я надеюсь, что есть понимание со стороны федеральных органов исполнительной власти, по крайней мере, это было подтверждено на последнем заседании Морской коллегии при правительстве России, что эти требования... должны быть принципиально изменены, и не должны превышать требования Конвенции МАРПОЛ», - сказал Алексей Клявин.

    Мнение судовладельцев, похоже, было услышано, поскольку на днях министр энергетики России Александр Новак заявил прессе, что применение требований ИМО к судам, работающим на внутренних водных путях России, планируется отложить до 2024 года.

    В любом случае, рано или поздно это все равно будет сделано, поэтому думать о строительстве речного и река-море флота на СПГ нужно уже сейчас. Тем более, что соответствующие проекты судов имеются.


    Так, выступивший на конференции генеральный директор «Морского инженерного бюро» Геннадий Егоров рассказал о проектах танкеров и сухогрузов, использующих СПГ в качестве топлива.

    Таким образом, в российском судоходном сообществе сложилось понимание того, что эпоха газомоторного топлива фактически стартовала. Чтобы не отстать от конкурентов и воспользоваться естественным преимуществом, которым обладает Россия в газовой сфере, необходимо в ускоренном порядке решать все возникающие вопросы: как инфраструктурные и судостроительные, так и нормативные и законодательные. А для успешного их решения необходима координация усилий всех заинтересованных сторон. В рамках Конференции было принято решение о создании соответствующей рабочей группы, координацией работы которой займется Российская палата судоходства. А итоги ее деятельности, как ожидается, будут обсуждаться на следующей, IV конференции «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России».

    Напомним, конференцию «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России» провела ведущая отраслевая медиа-группа «ПортНьюс» при поддержке Минпромторга России и Российской палаты судоходства. ПАО «Газпром» выступило генеральным партнером конференции. Спонсорами конференции также выступили компании Damen, «Газпром нефть» и GTT. Партнером мероприятия выступило «Российское газовое общество», медиа-партнером агентство Refinitiv.

    Виталий Чернов.

    Ссылка по теме:

    Представители отрасли о перспективах СПГ в качестве судового топлива >>>>