• 22 февраля 2008

    Путь для "варяг" в реки

    Правительство Российской Федерации утвердило новый порядок получения разрешений на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям России. Теперь заявление должно направляться непосредственно в Министерство транспорта, что упрощает процедуру принятия постановления Правительства. Таким образом, сделан очередной шаг к открытию водных путей для иностранных судов, которое должно завершиться ко времени вступления России в ВТО.


    Постановлением Правительства Российской Федерации №85 от 16 февраля 2008 года № 85 утверждено Положение о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации.
    Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации. Однако отдельные суда под иностранным флагом могут проходить по водным путям, в том числе транзитом, на основании решения Правительства Российской Федерации.
    Согласно положению, основанием для подготовки проекта распоряжения Правительства РФ является обращение компетентного органа иностранного государства в Министерство транспорта РФ о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Росии. При этом обращение должно быть направлено в Минтранс не менее чем за 60 дней до срока предполагаемого прохода судна под флагом иностранного государства по внутренним водным путям РФ. Обращение должно содержать следующую информацию на русском языке: название судна (если невозможно указать название на русском языке, то допускается указание его названия согласно международным судовым документам в латинской транскрипции), национальную принадлежность судна, наименование судовладельца, тип судна, его основные размеры, маршрут плавания и сведения о перевозимых грузах и пассажирах, а также сроки и цель проходов судна.


    Получив необходимую информацию, Минтранс готовит проект распоряжения Правительства РФ, где, в частности, оговаривается необходимость проведения пограничного, таможенного и других видов контроля судна, его экипажа и пассажиров. Затем проект распоряжения согласовывается с Министерством иностранных дел, Министерством обороны, Федеральной службой безопасности, Министерством внутренних дел, Федеральной таможенной службой, Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством сельского хозяйства и Государственным комитетом по рыболовству. При этом срок согласования проекта распоряжения Правительства заинтересованными федеральными органами исполнительной власти не может превышать 10 календарных дней с даты его поступления на рассмотрение. После принятия решения Министерство транспорта уведомляет о нем компетентный орган иностранного государства о принятом решении в течение 5 календарных дней.


    Как пояснили в Министерстве транспорта РФ, до сих пор предусматривалось обращение иностранного государства-заявителя в Правительство РФ, на основании которого Правительство направляло Министерству транспорта поручение о согласовании с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представлении проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о разрешении плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям.
    Новое положение упрощает процедуру получения разрешения – во-первых, оно сокращается на один шаг за счет прямого обращения в Минтранс, во-вторых, в положении определена вся необходимая информация, которую нужно предоставить для рассмотрения возможности допуска иностранных судов на внутренние водные пути России.


    Отметим, что в Концепции развития внутреннего водного транспорта до 2015, принятой в 2003 году, предусмотрено поэтапное открытие внутренних водных путей для судов под флагом иностранного государства в рамках вхождения в ВТО и присоединения к договорам и соглашениям о свободном судоходстве. Однако там же говорится, что у водного транспорта в России существует ряд проблем – недостаточное финансирование внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, изношенность флота и дефицит современных судов, дефицит современных погрузочно-разгрузочных комплексов в речных портах и т.п. В связи с этим возникают опасения, что российские судоходные компании будут проигрывать в конкурентной борьбе с иностранными судовладельцами. Сами представители судоходных компаний говорят о том, что опасаются не столько конкуренции, сколько возможности обеспечить безопасное прохождение судов на единой глубоководной системе европейской части России. Это касается и Волго-Балтийского, и Волго-Донского водного путей, которые уже на сегодняшний день практически исчерпали свои пропускные способности. Однако интеграция в мировые торговые процессы неизбежна, а значит, и открытие внутренних водных путей для судов под иностранным флагом также не за горами.


    Мария Мокейчева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен