• 27 ноября 2018

    Магистральными путями

    Будущее российских портов будет определено планом развития магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года, акционированием «Росморпорта» и совершенствованием законодательства. Все это должно повысить совокупную мощность портов России минимум на 350 млн тонн в год, а грузооборот – на треть.

    Реализм и оптимизм


    Совокупная мощность портов России превысила 1 млрд тонн в год. Такие данные в ходе «Транспортной недели-2018» в Москве привел министр транспорта России Евгений Дитрих. Как, в свою очередь, сообщил заместитель министра транспорта России-руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, «Комплексным планом модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры» до 2024 года предусмотрено увеличение совокупной мощности еще на 350 млн тонн в год, а грузооборота – на треть в сравнении с текущим уровнем.

    Как рассказал в ходе заседания Совета потребителей ФГУП «Росморпорт» руководитель предприятия Андрей Лаврищев, рост мощности примерно на 350 млн тонн в год предусмотрен базовым сценарием, оптимистический предполагает увеличение мощности почти на 600 млн тонн в год.


    В соответствии с базовым сценарием прирост мощности, в том числе, в Арктическом бассейне должен составить 65 млн тонн в год, в Дальневосточном бассейне 130 млн тонн в год, в Северо-Западном почти 55 млн тонн в год, в Азово-Черноморском и Каспийском почти 105 млн тонн в год.

    К такому результату должна привести реализация ряда крупных проектов, включенных в указанный план. Критерии отбора проектов, в том числе, состояли в их привлекательности для частных инвестиций.

    Пойдем на Север

    Прирост мощностей в Балтийском бассейне должен быть обеспечен, в основном, за счет дальнейшего развития порта Усть-Луга, где планируется создать перевалочный комплекс «Новостранса», а также терминала по перевалке минудобрений («Еврохим» и «Ультрамар»).

    Данные проекты позволят снизить зависимость от портов сопредельных государств, поскольку, как мы писали ранее >>>> , в России ощущается дефицит специализированных мощностей по перевалке балкерных грузов, особенно минудобрений и угля.


    Как отметил в ходе выступления на «Транспортной неделе-2018» Юрий Цветков, одно из препятствий здесь состоит в завышенных требованиях существующих СНИПов (строительные нормы и правила) и ст. 65 Водного кодекса («Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы»). «Сейчас под эгидой Минпромторга мы проводим эту работу и надеемся решить эти вопросы, тогда новые интересные порты будут построены», - сказал Юрий Цветков.

    В Арктическом бассейне в план включен проект создания угольного терминала «Лавна» на левом берегу Кольского залива (Мурманская область). Данный проект является первым, реализуемым в портовом сегменте по концессионной схеме. Концессионное соглашение по проекту строительства угольного терминала «Лавна» в Мурманске было подписано 20 ноября 2018 года. Инвестором строительства угольного терминала выступает ООО «Морской торговый порт «Лавна», бенефициаром является ПАО «ГТЛК».

    Кроме того, в Арктическом бассейне предполагается создание терминала «Утренний» мощностью более 21 млн тонн в год («Новатэк»), угольного терминала в порту Диксон мощностью 10 млн тонн в год, перегрузочного комплекса сжиженного природного газа (СПГ) в бухте Ура (Мурманская область) мощностью 20 млн тонн в год («Новатэк»), нефтяного терминала на Таймыре мощностью 7,5 млн тонн в год для Пайяхского месторождения («Нефтегазхолдинг»).

    Кроме того, на включение в магистральный план претендует проект по созданию глубоководного района порта Архангельск. Грузовая база проекта оценивается в диапазоне от 25 до 46 млн тонн ежегодно и формируется, в том числе, за счёт переориентации грузопотоков из портов Прибалтики.


    Говоря о развитии арктических портов важно иметь в виду ледокольное обеспечение перевозок по Севморпути. Так, по словам выступившего в ходе «Транспортной недели-2018» генерального директора ФГУП «Атомфлот» Вячеслава Рукши, для реализации транспортного обеспечения таких проектов, как добыча угля на Таймыре или разработка нефтяного месторождения Пайяха, необходимо строительство еще двух ледоколов ЛК-60 в дополнение к трем строящимся.  При этом строительство этих ледоколов будет экономически целесообразно при круглогодичной навигации на протяжении 25-30 лет. Примечательно, что строительство четвертого и пятого универсальных атомоходов предполагается осуществлять на базе смешанного финансирования. Общая стоимость проекта оценивается в 100 млрд руб., из них 45 млрд руб. - средства федерального бюджета, 10 млрд руб. - средства госкорпорации «Росатом», оставшиеся средства - заемное финансирование.

    Ледоколы, впрочем, понадобятся не только атомные и не только для Арктики, но и для других бассейнов. Так, «Росморпорт» планирует построить девять ледоколов до 2025 года. Как уточнили ИАА «ПортНьюс» в Росморпорте, речь идет о строительстве двух ледоколов мощностью по 18 МВт (одного для Балтики и второго для Дальнего Востока), двух вспомогательных ледоколов мощностью по 12-14 МВт (для Балтики и Архангельска, проект прорабатывается), одного портового ледокола мощностью 6-8 Мвт (для Северо-Запада, проект прорабатывается), а также четырех мелкосидящих ледоколов (заказаны на СК «Звезда»).

    По словам Андрея Лаврищева, доля ледокольных услуг в общих доходах Росморпорта достигла почти 10%.


    Как, в свою очередь, рассказал, отвечая на вопрос ИАА «ПортНьюс» в ходе «Транспортной недели-2018», руководитель «Совкомфлота» Сергей Франк, важным делом с точки зрения обеспечения судоходства в Арктике является организация мест бункеровок судов сжиженным природным газом. По мнению Сергея Франка, было бы целесообразно иметь такие бункеровочные точки в Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Сабетте, на Сахалине и на Балтике.

    В то же время, как сообщил, отвечая на вопрос ИАА «ПортНьюс» в ходе международного Конгресса Oil Terminal-2018 заместитель директора по развитию ЗАО «ГТ Морстрой» (проектировщик) Александр Страшный, бункеровка судов СПГ на перевалочных газовых комплексах, которые планируется создать в Мурманске и Петропавловске-Камчатском, на данный момент не предусмотрена, а бункеровку СПГ в Сабетте планируется организовать на причалах проектных грузов.

    Восток – дело угольное

    В Дальневосточном бассейне мощности, в первую очередь, прирастут за счет реализации Третьей очереди развития АО «Восточный Порт». После ввода в эксплуатацию объектов Третьей очереди грузооборот АО «Восточный Порт» вырастет до 39-40 млн тонн угля в 2019 году. Проект реализуется без привлечения государственного финансирования.

    Кроме того, в бухте Мучке строится угольный терминал, инвестором которого является 100%-ая «дочка» «Колмара» АО «ВаниноТрансУголь», получившее статус резидента Свободного порта в Ванино. Более подробно об этом проекте читайте в интервью с генеральным директором управляющей компании «ВаниноТрансУголь» Юрием Тямушкиным >>>>. Терминал будет рассчитан на перевалку 24 млн тонн угля в год с возможностью расширения до 40 млн тонн в год.

    Также в Дальневосточном бассейне планируется создать терминалы «Порт Вера», терминал Суходол, глиноземный терминал в Ванино («Русал») и контейнерный терминал «Пацифик лоджистик» во Владивостоке.

    Кроме того, планом предусмотрена модернизация и реконструкция терминалов для паромной переправы Ванино-Холмск и гидротехнических сооружений порта Петропавловск-Камчатский.

    Меж двух морей

    В Южном бассейне большое развитие должен получить порт Тамань, как за счет реализации проекта строительства сухогрузного района, так и развития мощностей компании «ОТЭКО».

    В порту Новороссийск планом предусмотрено развитие терминала «НУТЭП» и зернового терминала КСК.


    Выступивший на «Транспортной неделе-2018» помощник президента России Игорь Левитин отметил, что необходимо особое внимание уделить развитию Каспийского бассейна, который сильно отстает в развитии от всех остальных.

    «На мой взгляд, - и мы готовим мероприятия по поручению президента, - нам необходимы суда большой вместимости на Каспии. Если мы этого не сделаем, то нет смысла возить по 20-30 машин на судне, это не работает. Нам необходимы суда большой вместимости для перевозки большего числа автомобилей. По Каспию есть решение, подписано соглашение, Каспий открыт. И та из каспийских стран, которая предложит новые варианты перевозок грузов, будет, конечно, доминировать на Каспии. Очень надеюсь, что здесь министерство транспорта сможет эти вопросы решить вместе с министерством промышленности: нужно уметь построить такие суда», - сказал Игорь Левитин.

    От концессионеров – к акционерам

    Важное значение для будущего российских портов будет иметь планирующееся акционирование ФГУП «Росморпорт». Как рассказал Андрей Лаврищев, в настоящее время подготовлен законопроект об акционировании, который прошел первичное обсуждение в федеральных органах исполнительной власти. Он основан на принципе сохранения единства и централизованного управления объектами инфраструктуры морского порта.

    «По нашему мнению, форма акционерного общества позволит «Росморпорту» стать более гибким, более комфортным для взаимодействия, повысит оперативность принятия решений и при этом не нарушит интересы государства при управлении федеральной собственностью», - сказал Андрей Лаврищев.

    Подытоживая все вышесказанное можно сделать вывод, что главными тенденциями в сфере стивидорной деятельности будет сокращение бюджетного финансирования при реализации проектов, совершенствование законодательства, обновление обслуживающего флота (в первую очередь ледокольного), внедрение новых технологий (СПГ как топлива, безэкипажных судов в более отдаленной перспективе).

    Виталий Чернов.