• 16 ноября 2018

    Балтийская пересыпка


    По итогам 9 месяцев 2018 года объем перевалки российских минудобрений, руды и зерна через порты Прибалтики резко вырос, однако тенденция может измениться благодаря появлению в Усть-Луге терминала по перевалке минудобрений, наращиванию перевалки угля и в перспективе – созданию сухогрузного района порта Приморск.

    Назло надменному соседу

    По данным Минтранса России, по итогам 9 месяцев 2018 года объем перевалки российских минудобрений через порты стран Прибалтики вырос на 17% - до 6,02 млн тонн, руды на 48,4% - до 2,04 млн тонн, зерна в 3,7 раза – до 1,6 млн тонн. При этом объем перевалки угля сократился на 3,8% - до 12,68 млн тонн.

    Если говорить о российском угле, то основной объем его перевалки приходится на порты Латвии. При этом уход российского угля отразился на латвийских портах по-разному: Вентспилс и Лиепая объем потеряли, а вот Рига, наоборот его нарастила на 8% - до 9,58 млн тонн.

    Общее снижение объема перевалки российского угля через порты Прибалтики можно объяснить активизацией его перевалки через Усть-Лугу, где терминал «Юг-2», ранее, преимущественно, работавший с контейнерами и Ro-Ro грузами, активно занялся работой с углем. По итогам 2018 года терминал планирует выйти на объем перевалки угля в 4 млн тонн.

    Тем не менее, зависимость России от прибалтийских портов в угольном сегменте остается еще довольно высокой. Возможно, ее удастся хотя бы частично снизить за счет создания порта «Лавна» в Мурманской области, которое ведется в рамках программы комплексного развития Мурманского транспортного узла, а также за счет дальнейшего наращивания перевалки угля в балтийских портах России («Ростерминалуголь», УПК, «Порт Высоцкий», «Юг-2»).
    Так, «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК) в Усть-Луге в этом году резко нарастил инвестиции в развитие. По данным компании, за 9 месяцев 2018 года они выросли в шесть раз – до 294,2 млн руб., причем часть средств УПК выделена на финансирование предпроектных работ, направленных на увеличение перерабатывающей способности терминала.

    Со своей стороны, специализированный угольный терминал в порту Усть-Луга АО «Ростерминалуголь» в 2018 году инвестировал более 500 млн руб. в замену вагоноопрокидывателя. Это поможет терминалу нарастить перерабатывающие способности до 950 вагонов в сутки в зимний период и до 1200 вагонов – в летний. Новый вагоноопрокидыватель также позволит увеличить объемы обработки инновационных вагонов, в том числе с нагрузкой 27 тонн на ось.

    В части минудобрений этой зависимости может наступить конец, если будет реализован проект по созданию специализированного терминала в Усть-Луге мощностью 12 млн тонн в год: в конце октября 2018 года «Уралхим» и «Ультрамар» подписали соответствующий меморандум о сотрудничестве.


    В настоящее время основные объемы российских минудобрений идут через эстонские порты Палдиски, Мууга и латвийские Ригу, Вентспилс и Зиемельблазму. В случае реализации упомянутого выше проекта, дефицит специализированных мощностей на российской Балтике по минудобрениям будет полностью ликвидирован.

    Кроме того, «Компания Усть-Луга» реализует совместно с группой компаний «Новотранс» проект Lugaport.  Это многофункциональный транспортно-перевалочный комплекс, включающий терминалы по переработке зерна, пищевых продуктов, а также три причала для перевалки генеральных и сыпучих грузов. Перерабатывающая способность по всему комплексу запланирована на уровне 1100 ваг/сут. Объем годовой перевалки – 20-25 млн тонн.

    Среди перспективных планов можно отметить и проект по созданию сухогрузного района порта Приморск мощностью 36 млн тонн в год (минудобрения, металлолом, зерновые грузы) с заявленным объемом инвестиций порядка 70 млрд руб. Росморречфлотом согласована декларация о намерениях в реализации проекта, реализации которого будет содействовать новая железнодорожная ветка Лосево-Каменногорск. В августе 2018 года правительство России издало постановление, которым предписывается дополнительно выделить 1,79 млрд руб. в строительство данной ветки.

    Виталий Чернов.