• 10 сентября 2018

    Планы дальние и восточные

    Дальневосточный морской бассейн является одним из наиболее перспективных, но в то же время требующих больших инвестиций в развитие стивидорной и железнодорожной инфраструктуры, судостроения, судоремонта, защиты экологии. Все эти вопросы рассматриваются на проходящем в эти дни Восточном экономическом форуме.

    Угольные дали


    Как известно, развитию Дальнего Востока в последние годы уделяется особое внимание, поскольку данный регион примыкает к перспективным рынкам стран Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время, он является малонаселенным и требует очень больших вливаний в создание и обновление инфраструктуры. С целью стимулирования развития и привлечения инвестиций был создан механизм Свободного порта Владивосток.

    В регионе последние годы было заявлено множество стивидорных проектов, связанных, преимущественно, с перевалкой угля, однако до практической реализации пока были доведены лишь немногие. Из них выделяется проект Третьей очереди развития АО «Восточный Порт». После ввода в эксплуатацию объектов Третьей очереди грузооборот АО «Восточный Порт» вырастет до 39-40 млн тонн угля в 2019 году. В настоящее время это крупнейший и наиболее технологически продвинутый угольный терминал в России, который активно развивался еще до вступления в силу закона о Свободном порте.

    Как рассказала ИАА «ПортНьюс» в ходе «нулевого дня» ВЭФ заместитель генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская, реализация проекта еще более интенсифицировалась благодаря получению статуса резидента Свободного порта Владивосток, что позволило инвестору воспользоваться целым комплексом государственных услуг по ускоренной процедуре.

    Льготами для резидентов Свободного порта Владивосток пользуются и другие инвесторы в регионе.

    Если говорить о проектах, запланированных к реализации, то АО «Корпорация развития Дальнего Востока» и ООО «Морской порт «Суходол» (100% принадлежит АО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз», СДС) в мае 2018 года подписали соглашение об инвестиционной деятельности, в рамках которого будет построен специализированный порт для обеспечения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Резидент свободного порта Владивосток вложит в реализацию проекта более 30 млрд руб. и создаст около 660 новых рабочих мест. Первая и вторая очереди угольного порта обеспечат перевалку 12 млн тонн груза в год. Строительство будет закончено в 2021 году. Третья очередь, которая будет построена в 2022 году, увеличит объем перевалки угля еще на 6 млн тонн в год.

    Между СДС и РЖД также в мае было подписано инвестсоглашение по сотрудничеству в рамках реализации этого проекта, а в июле 2018 года - договор на оказание услуг по присоединению путей необщего пользования ООО «Морской порт «Суходол» к инфраструктуре РЖД по станции Смоляниново.

    Режим Свободного порта также действует в Ванинском и Советско-Гаванском районах Хабаровского края. По информации губернатора региона Вячеслава Шпорта, здесь заявлены проекты по созданию новых угольных терминалов, однако ощущается дефицит пропускной способности по железной дороге. В соответствии с заявленными планами, объем железнодорожных грузоперевозок в указанных районах составит 29 млн тонн в 2018 году, 35 млн тонн в 2020 году и более 100 млн тонн к 2025 году. Это потребует строительства новой железнодорожной ветки от Комсомольска-на-Амуре до Ванино, моста через р. Амур и других объектов.

    В частности, компания «ВаниноТрансУголь» (ВТУ, дочерняя компания УК «Колмар») рассчитывает завершить строительство специализированного терминала для перевалки угля в бухте Мучке Ванинского района Хабаровского края в III квартале 2019 года. По словам генерального директора УК «Колмар» Сергея Цивилева, в качестве перевалочных пунктов компании сегодня приходится использовать морские терминалы Приморского края, но с конца 2019 года доставка будет идти исключительно через собственный терминал компании, который находится в порту Ванино.

    «До него расстояние ближе – 2200 км, это будет дешевле. До Приморского края - 2500 км. Мы специально выбирали место для строительства терминала, которое было бы эффективным с точки зрения логистики», - прокомментировал Сергей Цивилев.

    ВТУ приступила к строительству угольного терминала в июне 2017 года. Проект реализуется с помощью режима Свободного порта Владивосток.

     


    Как сообщалось ранее, строящийся терминал предназначен для перевалки коксующихся углей, добываемых в Якутии. Конкурентными преимуществами терминала являются большие глубины в акватории и у причалов, короткое расстояние до угольных резервов Якутии. Современное перегрузочное оборудование производительностью 6 тыс. тонн в час обеспечит возможность перевалку угля закрытым способом.

    Стоимость реализации проекта оценивается в 35 млрд руб. Проект будет реализован в два этапа. На первом этапе – в III квартале 2019 года будут завершены строительством объекты терминала для перевалки угля мощностью 12 млн тонн в год. На втором этапе мощности будут увеличены до 24 млн тонн к 2023 году.

    Впрочем, бурное развитие угольной перевалки на Дальнем Востоке должно сопровождаться и применением наилучших доступных технологий с целью снижения вредного воздействия на окружающую среду. Здесь образцом для инвесторов также может служить уже успешно работающий «Восточный порт», оснащенным вагоноопрокидывателями, пылесосами, конвейерами и другими системами, исключающими пыление, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

    Не углем единым

    Из нового также можно отметить, что в июне 2018 года ООО «Дальневосточный зерновой терминал» (ДВЗТ, 100% принадлежит ОЗК) направило заявку на заключение соглашения об инвестиционной деятельности на территории Свободного порта Владивосток в Корпорацию развития Дальнего Востока.

    ООО «ДВЗТ» планирует построить специализированный зерновой терминал в морском порту Зарубино. Первый этап проекта, который может разместиться в бухте Троицы Хасанского района Приморского края, рассчитан на перевалку 3 млн зерна в год с перспективой увеличения до 10 млн тонн в год.

    Как отметили в Минвостокразвития, потенциальный инвестор считает, что появление на Дальнем Востоке специализированного зернового терминала обеспечит вывод российских товаропроизводителей на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и перенаправит  внутренние грузопотоки через морпорт Зарубино, что в итоге позволит сократить затраты на логистику и время транспортировки.

    Между тем, из-за ареста совладельцев группы «Сумма» братьев Магомедовых, одному из которых принадлежит 49% акций ОЗК, реализация этого проекта оказалась под вопросом.

    В июне врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко во время официального визита в Китайскую Народную Республику провел переговоры с вице-президентом крупнейшей китайской корпорации China Railway Group Limited Ма Ли. Глава Приморья предложил партнерам рассмотреть  три крупных инфраструктурных проекта в крае. В частности, один из них связан с созданием порта Зарубино и строительством железнодорожной ветки к нему. Данный транспортный хаб является частью проекта МТК «Приморье-2» и призван дать провинции Цзилинь выход к морю. В настоящее время интерес к созданию порта и перевозке грузов через него проявляет ассоциация, объединившая крупнейшие порты Китая.

    Ранее президент России Владиимр Путин и председатель КНР Си Цзиньпин провели переговоры, в результате которых был подписан ряд соглашений. Как указано в совместном заявлении по итогам встречи, в планах - совместная реализация инфраструктурных проектов, таких как грузопассажирская дорога «Евразия», развитие транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Также достигнуты договоренности в деле совместного освоения потенциала Северного морского пути, Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.

    Ворота Арктики

    Помимо прочего, Дальневосточный морской бассейн является и своего рода восточными «воротами» на Северный морской путь, который в последнее время активно осваивается. Так, компания «НОВАТЭК», запустившая проект «Ямал СПГ», заявила о планах по созданию в Петропавловск-Камчатском терминала по перегрузке сжиженного природного газа (СПГ) на обычные танкеры-газовозы с целью оптимизации логистики экспорта газа в восточном направлении.

    Терминал предполагается построить в Бечевинской бухте, располагающейся у юго-восточного побережья Камчатки (ранее использовалась ВМФ). Мощность терминала составит до 20 млн тонн в год, а период его функционирования превысит 40 лет. Работы по строительству терминала планируется завершить в 2022-2023 годах.

    Что нам стоит флот построить

     


    Развитие транспортной системы Дальневосточного бассейна немыслимо и без обновления флота.

    В частности, для организации сообщения с отдаленными районами (Сахалин, Курилы, Камчатка) еще в 2017 году по итогам Госсовета было дано поручение проработать возможность строительства грузопассажирских судов. На прошедшем 10 сентября 2018 года Госсовете президент России Владимир Путин вновь поднял этот вопрос. Было заявлено, что Камчатскому краю будет выделено финансирование из федерального бюджета под строительство двух паромов. Планируется, что строительство первого судна начнется в 2019 году, второго - в 2020 году.

    Напомним, ранее сообщалось, что по итогам совместной работы правительства Камчатского края и ФКУ «Дирекция госзаказчика» Росморречфлота в 2016 году  был разработан эскизный проект автопассажирского парома CNF22 вместимостью до 150 пассажиров и до 70 автомобилей. Его отличительной особенностью является возможность перевозки на грузовой палубе до 40 двадцатифутовых контейнеров (дополнительно 20 легковых автомобилей) с их самостоятельной обработкой (погрузкой / выгрузкой) без привлечения портовых мощностей.

    В августе был проведен социологический опрос среди жителей Камчатского края, который показал, что большинство опрошенных хотели бы пользоваться услугами именно автопассажирского парома.

    Что касается судов для сообщения с Сахалином, то ГТЛК реализует программу операционного лизинга железнодорожных паромов на линии Ванино – Холмск в целях обеспечения бесперебойного транспортного обеспечения о. Сахалин. На строительство двух автомобильно-железнодорожных паромов в рамках этой программы выделены бюджетные средства в объеме 5,5 млрд руб. При этом в 2016 году произведен взнос в уставной капитал ПАО «ГТЛК» в размере 3,6 млрд руб., а в 2017 году - в размере 1,978 млрд руб. В рамках контракта Амурский судостроительный завод должен в течение трех лет построить и передать заказчику два парома. Суда строятся по проект ЗАО «Морское Инженерное Бюро-дизайн-СПб». Три грузовые палубы парома усиленного ледового класса вмещают 30 железнодорожных вагонов, 48 грузовых автопоездов и 28 легковых автомобилей, пассажировместимость каждого судна — 150 человек. Теплоходы имеют неограниченный район плавания, могут двигаться во льду толщиной 1 м на скорости около 3 узлов, работают в шторм и способны за 24 часа выполнить рейсы по маршруту Ванино-Холмск-Ванино.

    Кроме того, в августе 2018 года Невский судостроительно-судоремонтный завод (Невский ССЗ) заключил с АО «Сахалинлизингфлот» контракт на строительство двух грузопассажирских паромов ледового класса проекта PV22 для сообщения между Сахалином и Курильскими островами. Проект разработан Морским Инженерным Бюро-Дизайн-СПб. Новые суда проекта PV22 предназначены для перевозки 146 пассажиров, генеральных грузов, включая рефрижераторные и опасные грузы в упаковке – объем трюма заметно вырос - до 895 куб. м (против 208-215 куб. м на существующих судах); перевозки 24 контейнеров (в том числе 8 рефрижераторных); перевозки 6 легковых автомобилей.

    Обширная судостроительная программа коснется и рыбопромыслового флота Дальневосточного бассейна.

    В настоящее время по программе инвестиционных квот строятся 20 крупнотоннажных судов (длиной от 80 м), 12 среднетоннажных (длиной от 55 до 70 м) и 1 траулер-свежьевик длиной свыше 30 м. Кроме того, в сентябре этого года начинается новый этап приема заявок на нераспределенные объемы инвестквот минтая и сельди Дальневосточного бассейна. По предварительной оценке, инвесторами будет дополнительно построено не менее восьми крупнотоннажных судов. Более подробно об этом читайте в интервью с заместителем руководителя Росрыболовства Петром Савчуком >>>>

    Место встречи изменить нельзя

    В рамках ВЭФ планируется обсудить все вопросы, касающиеся развития инфраструктуры водного транспорта Дальневосточного бассейна. Так, планируется проведение «Делового завтрака» с представителями корейского бизнеса, заинтересованного, в том числе, в сотрудничестве в судостроительной сфере.

    Отдельная сессия будет посвящена обсуждению вопросов Арктики, а также развитию портовой инфраструктуры.

    В сессии, посвященной развитию портовой инфраструктуры, примут участие, в частности, заместитель министра транспорта России Юрий Цветков, первый заместитель генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская и др.

    Виталий Чернов.