• 14 мая 2018

    Бункеровщикам предписали учения


    О практике применения новых требований к планам по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН) при перевалке и бункеровке,  вступивших в силу в ноябре 2017 года, ИАА «ПортНьюс» рассказала генеральный директор  ООО «Системы промышленной безопасности» Ольга Саркова.

    - Ольга Михайловна,  что изменилось для организаций, занимающихся перевалкой нефти и нефтепродуктов, бункеровкой судов после вступления в силу поправок в №155-ФЗ?

    - В соответствии с изменениями и дополнениями,внесеннымив закон, планы ЛРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов исключены из объектов государственной экологической экспертизы. Таким образом, эти изменения закрепили легитимность подхода Минприроды России к определению необходимости проведения государственной экологической экспертизы планов ЛРН для бункеровщиков, который был изложен еще в 2016 году в разъяснительном письме министерства.

    Также поменялся порядок утверждения планов ЛРН при перевалке и бункеровке. Теперь организации,осуществляющие перевалку нефти и нефтепродуктов, бункеровку судов с использованием судов-бункеровщиков утверждают план ЛРН после проведения тренировочных учений и получения по итогам учений положительного заключения Росморречфлота.

    - Можно ли говорить о том, что для бункеровочных компаний эти изменения позволят упростить систему утверждения планов ЛРН?

    - На мой взгляд, утверждение плана ЛРН по результатам учений является более адекватным подходом, чем государственная экологическая экспертиза плана ЛРН. Во-первых, потому что план ЛРН – это, прежде всего, документ, регламентирующий мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций, связанных с разливами нефти. Во-вторых, практика государственной экологической экспертизы планов ЛРН для бункеровщиков показала надуманность и нецелесообразность этой процедуры для таких объектов, как морские суда, используемые для бункеровки топливом, с учетом ее сложности и высокой стоимости, а также длительных сроках исполнения. Однако делать окончательные выводы относительно эффективности этих изменений пока преждевременно.

    - Как отразится на сроках и затратах участников рынка исключение экспертизы плана ЛАРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов?

    - В настоящий момент об этом сложно судить,так как порядок проведения тренировочных учений и выдачи заключения о результатах их проведения существует пока только в виде проекта. Регламент проведения тренировочных учений не отработан, следовательно, практики применения нового порядка утверждения планов ЛРН при перевалке и бункеровке пока еще нет. Поэтому о сроках и затратах можно будет судить только после того, как регламент тренировочных учений вступит в силу и будет какая-то практика его применения. В любом случае, проведение учений с участием представителей различных структур и ведомств - мероприятие не из дешевых.

    - План утверждается эксплуатирующей организации после проведения тренировочных учений. Сколько учений необходимо проводить, с какой периодичностью?

    - Если руководствоваться исключительно положениями действующего законодательства, то в пункте 2.1 статьи 16.1№ 155-ФЗ говорится лишь о том, что планы ЛРН при перевалке и бункеровке утверждаются после проведения тренировочных учений. При этом сроки и периодичность из проведения не указываются.  Имеется только ссылка на некий порядок, который пока не утвержден. Очевидно, что вопросы сроков организации, проведения учений и их периодичности будут отражены в ожидаемом регламенте учений.

    О периодичности проведения учений для организаций, эксплуатирующих объекты во внутренних морских водах, говорит только пункт 2н) Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства №1189, который предписывает проводить учения не реже одного раза в 3 года. Однако, принимая во внимание то, что с ноября 2017 г. планы ЛРН при перевалке и бункеровке подпадают под иной порядок утверждения, то говорить о том, что это положение однозначно может быть применено к перевалке и бункеровке, я бы не стала. Скорее, этот вопрос необходимо адресовать Росморречфлоту, в случае если он не будет отражен в регламенте проведения тренировочных учений.

    - Какие сложности возникают у эксплуатирующих организаций, получивших план ЛАРН и как их преодолевать?

    - Основные сложности, как правило, возникают на этапе разработки и утверждения планов ЛРН. Если организация уже имеет утвержденный план ЛРН и действующий договор с аварийно-спасательным формированием, то особых сложностей нет.
    В случае, если возникает потребность внести изменения в план, то, как правило, необходимо повторное прохождение всех процедур. Конечно, иногда возникают сложности с реализацией мероприятий, регламентированных действующими планами ЛРН, но в основном, это происходит при изменениях внутриведомственных приказов, постановлений и т.д.

    Что касается вопросов решения возникающих проблем, то это вопросы адекватного подхода к выполнению законодательных требований как  эксплуатирующими организациями, так и контролирующими органами. Нужно четко понимать, какие законодательные требования предъявляются к организации, и не являются ли требования контролирующих органов к организации избыточными.
    Также важно организовывать все мероприятия заблаговременно, чтобы при разработке плана ЛРН учесть нюансы нормативно-законодательных требований, заключить необходимые договоры со сторонними организациями, а также при необходимости вступить в диалог с контролирующими органами, что позволит избежать необоснованных требований к организации, возможных  штрафов и санкции.

    Более подробно эта тема будет обсуждаться в ходе XI Всероссийского Форума «Современное состояние и перспективы развития российского рынка бункеровочных услуг», который состоится 21-22 июня 2018 года в Санкт-Петербурге >>>>

    Беседовала Татьяна Вильде