• 7 февраля 2018

    Накормить соседей

    Доля российских внешнеторговых грузов, которые переваливаются через порты Прибалтики и Украины, в 2017 году сократилась примерно на 0,6% - до 6,21%. В то же время объем перевалки российских грузов через порты Украины резко вырос – более чем в 2 раза. Ситуация связана с острым дефицитом собственных сухогрузных мощностей Российской Федерации.

    Украина


    Снижение совокупной доли портов Прибалтики и Украины в грузопотоке российских внешнеторговых грузов было обеспечено за счет прибалтийских портов, которые по данным министерства транспорта России перевалили в 2017 году 36,7 млн тонн российских грузов, что на 5,9 млн тонн или 13,8% ниже показателя 2016 года. Но в то же время объем перевалки российских грузов через порты Украины, напротив, вырос на 5 млн тонн или более, чем в 2 раза – до 9,7 млн тонн.

    Увеличение грузопотоков через Украину пришлось на уголь (прирост на 5 млн тонн) и железную руду (прирост на 200 тыс. тонн). Ситуация вызвана острым дефицитом сухогрузных мощностей в Южном морском бассейне России.

    Так, по данным заместителя министра транспорта Российской Федерации – руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Олерского, в этом регионе ощущается потребность в дополнительных сухогрузных мощностях на 53 млн тонн в год, которые не покрываются имеющимися проектами. Решить эту проблему позволит реализация проекта сухогрузного района порта Тамань, рассчитанного на перегрузку более 90 млн в год. Создание сухогрузного района морского порта Тамань предусматривает строительство морских терминалов по перевалке угля, серы, металлов, минеральных удобрений, а также терминалов для перевалки масличных и бобовых культур на Таманском полуострове.

    Увеличился и объем перевалки российских нефтепродуктов через порты Украины. Рост оказался двукратным, правда, за счет эффекта низкой базы – с 300 тыс. тонн до 600 тыс. тонн. Участники рынка считают, что это связано с конъюнктурой рынка.

    Прибалтика



    В Балтийском бассейне ситуация, с точки зрения России, в относительном выражении выглядит лучше, но в абсолютном - хуже. Объемы перевалки через порты Прибалтики снизились по всем видам грузов, за исключением железной руды (прирост на 400 тыс. тонн). Однако это не означает, что зависимость от иностранных портов исчезла, поскольку она стабильно сохраняется по таким грузам, как уголь (более 16 млн тонн в год), минудобрения (7 млн тонн в год), руда (около 2 млн тонн в год), черные металлы (более 2 млн тонн в год).

    Кардинально решить проблему по углю и минудобрениям можно только через строительство новых специализированных глубоководных терминалов, однако частично переориентировать прибалтийские грузопотоки в Россию возможно методом контейнеризации.

    Так, еще в 2015 году в порту Усть-Луга (терминал Юг-2) началась перевалка минудобрений «Фосагро» с помощью контейнеров. А в 2017 году «Порт Бронка» (Санкт-Петербург) представил проект создания южного железнодорожного парка для переориентации перевалки навалочных грузов в Россию. Строительство парка планируется начать в 2019 году. Он позволит переориентировать 5-8 млн тонн грузов из портов Прибалтики в год, что эквивалентно 410-660 тыс. TEUs. При этом будет применяться считающийся наиболее эффективным метод нижней выгрузки контейнеров.

    По нефтеналивным грузам  через порты Прибалтики было перевалено 4,5 млн тонн, что более чем в 2 раза ниже показателя предыдущего года. Однако эти данные не учитывают поступление дизельного топлива в Вентспилс трубопроводным транспортом в объеме более 2 млн тонн.

    Снижение объема перевалки нефтепродуктов наблюдалось в крупнейших нефтеналивных терминалах российской Балтики. Так, объем перевалки нефтепродуктов через порт Приморск в 2017 году сократился на 1% - до 13,57 млн тонн, через порт Усть-Луга (терминал «Усть-Луга Ойл») на 5% - до 28,9 млн тонн.

    С другой стороны, «Петербургский нефтяной терминал» в 2017 году показал прирост грузооборота на 13% за счет поступления на терминал экспортного керосина (ранее не обрабатывался терминалом) и увеличения числа марок мазута, предназначенного для перевалки.

    В Большом порту Санкт-Петербург рост объемов перевалки нефтепродуктов также показала «Балтийская топливная компания» (одна из крупнейших бункерных компаний порта), запустившая экспортный терминал «Турухтанные острова» совокупной мощностью 500 тыс. тонн.

    Если говорить в целом, то можно констатировать, что зависимость России от портов сопредельных государств по нефтеналивным грузам в настоящее время несущественна и будет сокращаться дальше, в то время как по сухогрузам, особенно углю, минудобрениям и руде имеется дефицит собственных специализированных мощностей.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен