• 22 февраля 2017

    Глубокие перспективы

    К реализации в России заявлен ряд проектов, подразумевающих проведение большого объема дноуглубительных работ, в том числе в арктических условиях. Участники IV Международного форума дноуглубительных компаний обсудили самые острые вопросы сферы дноуглубления.

    Объем ремонтных дноуглубительных работ на российских акваториях и каналах по итогам этого года, останется примерно на уровне прошлого года и составит, по предварительной оценке ФГУП «Росморпорт», 10 – 12 млн куб. м. Дноуглубительные работы в порту Сабетта до конца года планируется завершить, оставшийся объем черпания экспертами оценивается в объеме 6,5 млн куб. м. В минувшем году там «накопали» около 20 млн куб. м.

    Напомним, в 2016 году ремонтные работы в основном проводились на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК), Калининградском и Азово-Донском морских каналах, Таганрогском подходном канале. Кроме того, ремонтное черпание проводилось на акваториях и подходных каналах в морских портах Архангельск и Махачкала, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Ейск, Шахтерск, Усть-Луга и Новороссийск.

    Глубинные планы

    В 2017 году наибольший объем дноуглубления намечен в Азово-Черноморском бассейне, такой прогноз в ходе IV Международного форума дноуглубительных компаний (Москва, 15 февраля 2017 года, организатор – Медиа-группа «ПортНьюс») озвучила ведущий специалист компании «Морстройтехнология» Ольга Гопкало. Она привела обзор перспективных проектов портового развития, которые потребуют проведение дноуглубительных работ.

    Так, по оценке эксперта «Морстройтехнологии», для реализации заявленных проектов в Азово-Черноморском бассейне (терминал зерновых и генеральных грузов в районе х. Узяк в порту Азов, сухогрузный район морского порта Тамань, Таманский терминал навалочных грузов, Таманский зерновой терминал, реконструкция зернового терминала КСК в порту Новороссийск, комплекс береговой инфраструктуры в порту Геленджик и другие)  потребуется произвести дноуглубление в объеме 77 тыс. 705 куб. м.

    Реализация проектов в Балтийском бассейне (Международный морской пассажирский терминал в Пионерском Калининградской области, Балтийский терминал удобрений Еврохим в Усть-Луге Ленинградской области и другие) потребует «углубить» на 28 тыс. 823 куб. м, в Арктическом бассейне (комплексное развитие Мурманского транспортного узла, нефтяной терминал «Таналау», порт Беломорск) – на 22 тыс. 555 куб. м.

    Объем работ в Дальневосточном бассейне оценивается «Морстройтехнологией» на уровне 21 тыс. 231 куб. м (терминал ООО «Сахатранс», проект по техническому перевооружению порта Посьет, комплекс сыпучих грузов в бухте Славянка, развитие транспортного узла «Восточный-Находка», третья очередь угольного комплекса «Восточного порта» и другие проекты).

    Необходимо отметить, по оценке  «Морстройтехнологии», большинство проектов находятся в состоянии неопределенности, вероятность их реализации оценивается как низкая и средняя. При этом доля проектов с высокой вероятностью реализации составляет около 20%, низкую вероятность реализации имеют более трети проектов.

    Совершенствование законодательства

    Проведение таких сложных, высокотехнологичных работ как дноуглубление неизбежно влияет на окружающую среду и, соответственно, требует надлежащего к ней отношения. О проблемах при проведении дноуглубления в морских портах рассказал заместитель генерального директора по НИОКР «ДНИИМФ» Евгений Новосельцев. По его словам, в настоящее время в области организации дноуглубительных работ существуют две основные проблемы.

    «Одна из них заключается в том, что сегодня фактически любой заявитель может совершенно самостоятельно выбирать место захоронения грунтов. И если проектируемый отвал соответствует установленным требованиям в области охраны окружающей  среды, согласован с Росрыболовством, Минобороны и Росморречфлотом, то  после проведения государственной экологической экспертизы такой отвал узаконят. При этом региональные власти в процессы определения мест отвала грунтов в прибрежных водах и их согласования никак не включены. Таким образом, решение вопроса о размещении донных грунтов в территориальных водах предоставлено бизнесу», - посетовал Новосельцев, пояснив, что это противоречит природоохранным принципам ведения хозяйственной деятельности.

    По его мнению, для решения вопроса необходима организация вблизи морских портов официальных подводных отвалов, доступных для всех природопользователей. Причем эту работу необходимо проводить исключительно на федеральном уровне, исходя из требований всех заинтересованных органов власти, включая региональные.

    Другой, не менее значимой проблемой является отсутствие возможности размещения в море загрязненного донного грунта из акваторий морских портов. «Извлечение и захоронение загрязненного грунта является дорогостоящим мероприятием, реализовать которое может не каждый собственник причала или инвестор… Мы видим реальные возможности удешевления процесса путем создания «системы управления грунтами» в регионах на основе зарубежного опыта. Наш институт и другие проектные организации способны справиться с такой задачей», - считает представитель ДНИИМФа.

    Необходимо отметить, что проведение дноуглубительных работ в первую очередь негативно влияет на водные биоресурсы и среду их обитания. По мнению заместителя начальника ФГБУ «ЦУРЭН» (структура в системе Росрыболовства) Андрея Царева, необходимо  совершенствование законодательства в части проведения компенсационных мероприятий при проведении дноуглубительных работ.

    Царев рассказал о новом механизме компенсационных мероприятий, разработанном  Минсельхозом России совместно с Росрыболовством. Ведомства подготовили соответствующий законопроект по внесению изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Данные изменения предусматривают возможность проведения компенсационных восстановительных мероприятий как самостоятельным субъектам хозяйственной деятельности, так и с привлечением на договорной основе рыбоводных организаций. Также документом предусматривается возможность финансирования и перечисления денежных средств в уполномоченные организации для проведения необходимых компенсационных мероприятий. По мнению чиновника, нововведения в законодательство помогут не только сохранить, но и увеличить промысловые запасы водных биоресурсов.

    Между тем, проблемами надлежащего исполнения обязательств при проведении дноуглубительных работ занимаются в Международной ассоциации дноуглубительных компаний (IADC), которая подготовила обновленный контракт на проведение дноуглубительных работ Международной ассоциации инженеров-консультантов (FIDIC) на русском языке. Контракт в ходе форума был передан генеральным секретарем IADC Рене Колманом руководителю проекта «Сабетта» компании «УСК МОСТ» Вячеславу Тюнину, который в свою очередь поблагодарил за «фундаментальный труд» и выразил уверенность, что документ будет использоваться в работе.

    Углублять готовы

    Как следует из представленных в ходе форума презентаций российских и зарубежных компаний, потенциал для реализации задуманных российских проектов, предусматривающих дноуглубление, имеется. 

    Так, в ходе своего выступления директор департамента по дноуглублению Damen Shipyards Gorinchem (Нидерланды) Оливир Маркус напомнил, что компания Damen активно участвовала в строительстве дноуглубительных судов в России, добавив, что компания «намерена продолжать это в будущем». Для обеспечения дноуглубительных работ в акваториях портов, на каналах, реках и озерах компания Damen разработала целый ряд дноуглубительных судов TSHD. О проекте TSHD ИАА «ПортНьюс» писало ранее >>>>   

     «Мы поставили 4 TSHD (одно судно с объемом трюма 2000 куб. м было построено на верфи Damen во Вьетнаме и три судна с объемом трюма 1000 куб. м построены на заводе «Красное Сормово» по проекту Damen), восемь CSD (один CSD 650 - в России), 38 дноуглубительных насосов и другое оборудование», - отметил Оливир Маркус, добавив, что общая поставка судов компании Damen в минувшем году составила 250 ед., в том числе 16 – в России.

    Выступивший на мероприятии менеджер по продажам в России компании IHC (Нидерланды) Евгений Леонов рассказал о последних разработках компании IHC. Недавно компания спустила на воду два трюмных самоотвозных земснаряда на СПГ топливе для компании DEME. Как пояснил Евгений Леонов, принцип черпания у такого судна как у обычного самоотвозного земснаряда. «В перспективе это актуально для России, так как суда являются экологичными», - отметил спикер.

    Также компания представила инновационный фрезерный земснаряд, построенный для компании «Боскалис», с современной формой корпуса, оснащенный инновационной гибкой свайной тележкой и мощной системой привода фрезы. Кроме того, компания предлагает стандартные саоотвозные земснаряды (изидреджы), которые зачастую доступны на складе компании. Также «на склад» компания строит стандартные земснаряды  - биверы с низкой операционной себестоимостью. Такие суда легки в управлении, являются разборными и легкими в перевозке. Также компания работает над системой автоматизации работы земснарядов, оптимизированной под ход и работу насоса, и другими проектами.

    Между тем, в этом году планируется открытие офиса IHC в Москве, обсуждаются вопросы локализации, размещения строительства не только корпусов, но и оборудования в России, что говорит о серьезном отношении компании к российскому рынку.

    В свою очередь проектировщик судов Dredge Yard (Нидерланды, Турция, Арабские эмираты) Алексей Шифман представил малые земснаряды ЭСО. Преимуществами таких судов являются малые размеры, гибкость при проведении дноуглубительных работ, возможность увеличения глубины производства путем смены насадок, повышенная экономичность при эксплуатации (нужен только один член экипажа). Также компания предлагает более крупные суда (проекты CSD450, CSD550), системы автоматизации и другое оборудование.

    О международных дноуглубительных проектах рассказал региональный директор компании «Мордрага» Игорь Погорелов. В частности, он представил проект SARB, предусматривающий создание двух искусственных островов для энергетической отрасли в 120 км от побережья Абу-Даби (ОАЭ).

    Проект «песчаный двигатель» был представлен региональным менеджером компании «Ван Оорд» в РФ Хансом Бьеном. 

    В форуме 2017 года активное участие приняли российские компании. Так, координатор проекта «Сабетта» УСК «МОСТ» Виталий Скнарин рассказал о проведении дноуглубительных работ в порту Сабетта, которые планируется завершить до конца 2017 года. Подробно о работе в сложных арктических условиях рассказала руководитель работ в Сабетте компании «Ян Де Нул» Клео Данау. Участники форума на протяжение всего дня внимательно изучали  фотовыставку, посвященную Сабетте. Фотоработы были подготовлены совместно ГК «Ян Де Нул» и ООО «Фертоинг».

    Также в ходе форума был представлен фильм о реализации компанией «Сахатранс» проекта строительства угольного порта в бухте Мучке (Хабаровский край).

    С докладом о примерах применения трубошпунта в технологии строительства выступил заместитель генерального директора по проектированию «Трест Запсибгидрострой» Михаил Черняев. 

    Заместитель генерального директора по развитию ООО «МРТС Терминал» Никита Ананьин рассказал о заинтересованности компании в дноуглублении главного судового хода в морском порту Архангельск с 7,5 м до 9,2 м. По его словам,  «МРТС» ведет соответствующие переговоры с региональным правительством, заинтересованными коммерческими компаниями и ФГУП «Росморпорт».

    В свою очередь генеральный директор компании «ГТНС» (Санкт-Петербург, Россия) Евгений Еремин озвучил видение компании дальнейшего развития отечественной отрасли дноуглубления. В частности, он представил российскую разработку – многофункциональный понтон для дноуглубительных и подводно-технических работ. Об этой разработке ИАА «ПортНьюс» писало ранее >>>> «Мы смогли выполнить работы по дноуглублению в объеме более 50 тыс. куб. м в условиях дефицита грунтоотвозного флота, с акватории нами были подняты булыжники массой до 30 тонн, массивные железобетонные оболочки, а также техногенный мусор», - рассказал глава ГТНС.

    Отметим, дноуглубительные и гидротехнические работы в Российской Федерации требуются не только в морских портах, но и на внутренних водных путях. Так, во исполнение поручения президента России Владимира Путина, началась реализация проекта строительства нового гидроузла на реке Дон. Об особенностях проектирования Багаевского гидроузла и потребностях в проведении дноуглубительных работ в ходе форума рассказал главный инженер компании «Акватик» Леонид Шурухин. 

    Российская локализация

    Для выполнения поставленных перед отраслью государственных задач, по мнению руководителя Дирекции программы «Суда река-море» АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Сергея Итальянцева, необходима локализация производства дноуглубительного флота и оборудования в России. В ходе своего выступления на форуме он рассказал о конкретных шагах по реализации задачи локализации производства высокотехнологичной дноуглубительной техники иностранными компаниями в России. В частности, рассказал о подготовке на верфях разделительной ведомости по оборудованию и о шагах по передаче технологий российским верфям.

    По словам Сергея Итальянцева, верфи ОСК готовы строить дноуглубительные суда. «Прежде всего – это  завод «Красное Сормово», который обеспечил строительство серии земснарядов проекта TSHD 1000. Также опыт строительства дноуглубительного флота имеет Хабаровский судостроительный завод», - отметил спикер. Среди готовых к заказам на дноуглубительные суда он назвал «Лотос».

    Выступивший на форуме директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Станислав Чуй отметил, что российские верфи полностью готовы к реализации любых высокотехнологичных судостроительных проектов, в том числе и проектов строительства дноуглубительных судов. «Сегодня модернизировано 85% судостроительных мощностей. Мы получаем новую технику для обновления производства и полностью готовы к реализации проектов любой сложности», - сказал Станислав Чуй, выступая на пленарном заседании Форума.

    В свою очередь директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров подчеркнул, что необходима серийная постройка и земснарядов, и их оборудования. «Без серий нельзя реально обеспечить привлечение иностранных партнеров - для запуска локализованного производства им, безусловно, необходимо видеть свои перспективы, в том числе и доходы», – сказал он.

    Отметим, форум дноуглубительных компаний, ежегодно проводимый медиа-группой «ПортНьюс», в очередной раз стал успешной международной площадкой для обмена опытом, презентации новых проектов и разработок, а также обсуждения самых насущных проблем данной сферы.

    Маргарита Бабкова

    Полный фоторепортаж >>>>

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен