• 23 января 2017

    Лайнер для двух столиц

    Российская Федерация теряет круизный речной флот. Отсутствие необходимого количества комфортабельных судов является одним из факторов, которые сдерживают развитие круизного туризма. Отвечая потребностям рынка, российские судостроители разрушают многолетний миф о том, что в России нельзя построить пассажирский флот.  

    Средний возраст судов составляет 42 года, при этом половине из 90 существующих судов уже за 50-60 лет. В ближайшее десятилетие этот флот, скорее всего, будет списан, и у нас останется всего порядка 40 судов.

    Отсутствие необходимого флота сдерживает развитие круизного туризма в России. Сейчас речные круизные суда в нашей стране перевозят порядка 350 тыс. туристов в год.

    При этом количество круизных туристов в мире стабильно растет. По прогнозам ряда иностранных компаний, в 2017 году в мире их будет насчитываться около 24 млн человек.

    Отметим, рынок речного отдыха имеет очень богатые традиции в России и развивался все послевоенное время. Так, на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1957-1958 годах были построены два дизель-электрохода - «Ленин» и «Советский Союз», которые много лет успешно обеспечивали перевозку туристов.

    Второй пошел

    Отвечая потребностям рынка, российские судостроители разрушают многолетний миф о том, что в России нельзя построить пассажирский флот.  

    Так, второй пассажирский круизный лайнер проекта PV-300VD будет построен на Заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Как стало известно ИАА «ПортНьюс», соответствующий контракт заключили Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и судоходная компания «Водоходъ» (входит в UCL Holding). Сумма контракта, по данным газеты «КоммерсантЪ», оценивается в 3,2 млрд руб., срок окупаемости – от 15 до 25 лет. Судно является четырехпалубным лайнером длиной 141 м и шириной 16,5 м. Лайнер планируется сдать до 2020 года. Проектантом выступило Морское инженерное бюро, которое разработало проекты круизных пассажирских судов вместимостью 300 и 500 пассажиров.

    Напомним, первый круизный лайнер был заложен на судзаводе «Лотос» (Астрахань) в августе 2016 года. Заказчиком судна, предназначенного для круизов по Каспию, выступило Московское речное пароходство. Подробнее об этом ИАА «ПортНьюс» писало ранее >>>>
     
    Второй лайнер планируется эксплуатировать по маршруту Москва-Петербург. В отрасли отмечают, что данное направление будет востребовано у иностранных туристов - Москва и Санкт-Петербург - основные города, которые иностранцы посещают в России. Однако и российским путешественникам, безусловно, этот маршрут будет интересен.

    Выбор «Красного Сормова» обусловлен тем, что завод демонстрирует высокое качество работ и выполняет свои обязательства в срок. Между тем, не получив заказов на продление серии земснарядов, недавно построенной сормовичами, верфь располагает необходимыми ресурсами для выполнения заказа.

    Меры поддержки

    Финансирование строительства пассажирских судов PV-300VD ведется с применением лизинговых схем, а также с учетом комплекса мер государственной поддержки.

    Для стимулирования строительства гражданских судов и морской техники государство разработало ряд механизмов господдержки судовладельцев. Так, Минпромторгом России, Минтрансом России и ОСК разработана программа льготного лизинга пассажирских судов. Возврат лизинговых платежей позволит многократно стимулировать строительство пассажирских судов.

    К другим мерам поддержки, действующим сегодня в России, относится постановление правительства РФ от 22.05.2008 года №383 о предоставлении российским транспортным компаниям субсидий на возмещение 2/3 затрат на уплату процентов по кредитам, а также лизинговым платежам по договорам лизинга при приобретении судов, построенных на российских верфях. Однако данная мера требует дополнительной доработки в части продления срока ее действия до 15 лет (сейчас действует только на 1 год и требует ежегодного продления).

    Кроме того, действует Закон Российской Федерации № 305 – ФЗ от 07.11.2011 года «О поддержке судостроения и судоходства», предусматривающий льготный налоговый режим при регистрации в «Российском международном реестре судов» судов, построенных на отечественных верфях после 1 января 2010 года.

    Следует отметить также разработку дополнительной меры стимулирования обновления флота – программу утилизации флота. Такая программа позволяет судоходным (судостроительным) компаниям получать судовые утилизационные гранты.

    «В части технических и экономических решений все сделано, вопрос за утилизационным грантом. Тогда можно начинать строительство пассажирского флота. Наши верфи на это способны», - прокомментировал заместитель министра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.

    На финансирование судовых утилизационных грантов с 2017 по 2030 год в России планируется потратить более 10 млрд руб. По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, механизм судовых утилизационных грантов включен в государственную программу Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» с 2017 года.

    Судовой утилизационный грант – это единовременная выплата судоходной компании при утилизации старого флота. Грант можно будет использовать исключительно для постройки нового судна на российских верфях. Такой грант может быть предоставлен судоходной компании при утилизации судов, возраст которых составляет более 30 лет и которые находятся в собственности этой компании не менее 3 лет. Средства гранта планируется выдавать только после постройки и получения судоходной компанией нового судна.

    В расчете судового утилизационного гранта планируется учитывать дедвейт, валовую вместимость, пассажировместимость и мощность судна. По предварительным оценкам, размер гранта должен составлять не менее 10% от стоимости нового судна. Эта сумма будет соответствовать возможной цене его продажи на вторичном рынке и стимулировать судовладельца к утилизации судна. В случае с пассажирским флотом, размер СУГ запланирован в большем объеме, чем для остального флота.

    Отметим, помимо строительства новых круизных лайнеров PV-300VD, в Москве достраивается пассажирский теплоход «Княгиня Ольга», Хабаровский судостроительный завод построил скоростной пассажирский теплоход «70 лет Победы», а на Средне-Невском судостроительном заводе (Ленинградская область) спущен на воду пассажирский катамаран из композитных материалов. Россия нуждается в появлении нового флота, который способен стать драйвером роста не только судостроительной и круизной отрасли, но и целого ряда смежных отраслей.
     
    Маргарита Бабкова