• 10 января 2017

    Виктор Вовк: В 2017 году мы ожидаем увеличения госфинансирования объектов речной инфраструктуры


    Сложные условия судоходства в некоторых бассейнах внутренних водных путей (ВВП) России не помешали Федеральному агентству морского и речного транспорта выполнить задачи, стоящие в навигацию 2016 года, и приступить к реализации важнейших инфраструктурных проектов. О  предварительных итогах прошедшей навигации, о решении проблемы маловодности и подготовке к предстоящей навигации-2017 в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк на X юбилейной международной выставке «Транспорт России».

    — Завершена транзитная навигация 2016 года. Виктор Николаевич, расскажите, пожалуйста, о  ее предварительных итогах?

    — Навигация прошла успешно. По предварительным итогам за 11 месяцев внутренним водным транспортом перевезено почти 115 млн грузов различного назначения, в том числе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности 18,5 млн тонн, что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлой навигации. Завоз грузов для программы «Сила Сибири» был обеспечен в полном объеме. При этом грузооборот внутреннего водного транспорта в целом вырос почти на 6%.

    Перевезено более  13 млн пассажиров, то есть на уровне прошлого года. При этом пассажирооборот вырос на 11%.

    В целом все задачи, которые стояли на 2016 год, выполнены.

    При этом необходимо отметить, что в ряде бассейнов (Северо-Двинский, Камский, Обский, Ленский) продолжался период маловодья, в связи с чем на 4 тыс. км внутренних водных путей временно вводились ограничения по осадке судов. Однако оперативное взаимодействие Росморречфлота с субъектами Российской Федерации, судоходными компаниями, грузовладельцами позволили уменьшить влияние этого негативного для судоходства фактора. Так в Ленском бассейне эта практика показала себя успешно. Раньше мы входили в навигацию, когда перевозчики и грузоотправители не имели подписанных контрактов. Но сейчас ситуация изменилась. Уже сегодня мы обсуждаем планы необходимых мероприятий 2017 года, чтобы в самом начале будущей навигации обеспечить максимальный завоз грузов, используя имеющиеся уровни воды.

    Успешное взаимодействие с Росводресурсами позволило установить оптимальный режим расхода воды с Цимлянского водохранилища в целях сохранения водных ресурсов без ущерба судоходству. В результате навигационные условия на нижнем участке Дона были значительно лучше прошлой навигации. По оперативным данным в эту навигацию водным транспортом на этом участке было перевезено на 930 тыс. тонн грузов больше.

    В тоже время, к сожалению, можно констатировать, что, несмотря на относительно лучшие судоходные условия  в районе Нижнего Новгорода, через Городецкие шлюзы грузопоток уменьшается. В этом году он снизился еще на 300 тыс. тонн и составил к уровню 2013 года всего 47%.  Чтобы восстановить и увеличить грузопоток через этот лимитирующий участок, планируется строительство Нижегородского низконапорного гидроузла, который позволит обеспечить в течение всего периода навигации установленную на всей Единой глубоководной системе европейской части России судоходную глубину 4 м.

    — Расскажите, пожалуйста, о важных инфраструктурных проектах на ВВП. Вы готовы начать строительство Багаевского и Городецкого гидроузлов во исполнение решений Госсовета, прошедшего в августе с участием президента России Владимира Путина?

    — Поручения, данные президентом Российской Федерации по итогам прошедшего президиума Госсовета, имеют важнейшее значение для развития отрасли. Мы первые заинтересованы в их неукоснительном исполнении.

    Хочу особо отметить, что с текущего года началась реализация давно ожидаемого проекта строительства низконапорного Багаевского гидроузла. Подписание контракта на выполнение проектирования состоялось 10 ноября 2016 года, и с 11 числа была начата работа, проведены первые установочные совещания. Сегодня работа идет в соответствии с графиком, сейчас мы выстраиваем систему взаимодействия, которая позволит максимально исключить возможные административные задержки. Сроки проектирования действительно очень сжатые, первые этап – получение заключения Главгосэкспертизы – мы ожидаем в сентябре 2017 года, следующий этап – в декабре 2017 года. Соответственно работать надо быстро и качественно.

    Для рассмотрения и решения оперативных вопросов, возникающих на стадии проектирования,  в Ростовской области создана рабочая группа, ее возглавляет заместитель губернатора.

    — Второй важный гидротехнический объект строится в Нижегородской области. Как реализуется этот проект?

    — По Нижегородскому низконапорному гидроузлу у нас закончен первый этап проектирования. В настоящее время идет подготовка для утверждения Правительством изменений федеральной целевой программы. Мы надеемся, что до конца года необходимые решения будут приняты, и в январе 2017 года будет объявлен конкурс на завершение проектирования Нижегородского гидроузла. В Нижнем Новгороде  также создана рабочая группа, которая включает в себя представителей администрации Нижегородской области, Росморречфлота и экспертов.

    — Какой эффект получит судоходство, когда эти два крупнейших проекта будут реализованы?

    — Эти проекты направлены, в первую очередь, на устранение лимитирующих участков ВВП, наличие которых не позволяет внутреннему водному транспорту конкурировать с другими  перевозчиками. Из-за маловодности, грузовладельцы часть грузов переориентировали на другие виды транспорта. Сегодня, когда государство демонстрирует свое стремление обеспечить гарантированные судоходные глубины 4 метра на всем протяжении судоходного пути, грузовладельцы смогут вернуть груз на дешевый и эффективный водный транспорт, заключить долгосрочные контракты с судовладельцами, что стимулирует последних к обновлению флота. Если мы сможем уйти от рисков маловодности, экономика речных перевозок будет понятной, предприятия смогут планировать свою деятельность на долгосрочный период. И самое главное, экономика перевозки одной тонны груза будет более эффективна.

    Государство от этого выигрывает за счет того мультипликативного эффекта, который коснется всех отраслей экономики России: и судоходства, и судостроения, и сельского хозяйства, и рыболовства, и т.д.  

    Надо понимать, что Багаевский низконапорный гидроузел решает комплексную задачу – обеспечение стабильного функционирования Цимлянского водохранилища. Не набирается вода – мы не можем получать достаточные попуски для судоходства, другие отрасли также вынуждены уменьшать водопотребление. Соответственно, решая сегодня свою задачу, мы помогаем и другим водопользователям.

    — И растет уровень безопасности?

    — Обеспечение безопасности судоходства является приоритетной задачей Росморречфлота. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на период до 2020 г.» предусматривается сократить удельный вес судоходных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности: к 2020 году - до 9%, к 2030 году - до 1,5%.

    Кроме того, начиная с 2012 года, в бассейнах внутренних водных путей действует институт государственного портового контроля.  С 2014 года Росморречфлотом проводится обязательная аттестации капитанов судов внутреннего плавания. За это время было аттестовано 1150 капитанов пассажирских и наливных судов. Мы считаем, что предпринятые меры позволили улучшить как техническое состояние судов, так и подготовленность экипажей.

    — При строительстве гидротехнических объектов будут учитываться интересы местных жителей, экологический аспект?

    — Безусловно! Во-первых, техническими заданиями на проектирование гидроузлов предусмотрены условия, касающиеся необходимости рассмотрения всех экологических аспектов в составе проекта. Эти вопросы будут рассмотрены и изучены, проведены необходимые работы и представлены соответствующие заключения в экспертные организации. Будут проведены общественные слушания и экологическая экспертиза.

    Кроме того, мы определили механизм взаимодействия: до окончательного проектирования предлагаемые проектные решения будут представлены жителям тех районов, которые относятся к зоне строительства гидроузла. Еще до получения заключения Главгосэкспертизы, будем работать с населением, давая максимум информации, чтобы снять возможные вопросы.

    — Какие задачи вы ставите перед навигацией будущего года?

    — В преддверии следующей навигации важнейшая задача - определить наиболее узкие места, расшивка которых (я не беру глобально, я говорю о проведении дноуглубительных работ, компенсационных мероприятий и так далее) позволит увеличить грузопотоки, потому что в следующем году мы ожидаем увеличения объема государственного финансирования для решения этих задач. Насколько мы сегодня подготовимся и четко определим проблемные вопросы, будет зависеть, в том числе, объем грузоперевозок в будущем году.

    Безусловно, сохраняется задача проведения всех межнавигационных ремонтов, восстановления и профилактики техники, которая должна обеспечить в следующем году безаварийную навигацию на наших реках. Эта работа проводится из года в год, поэтому я надеюсь на ее своевременное выполнение в полном объеме.

    Беседовала Елена Ткачева


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен