• 21 декабря 2016

    Фантомы российской инфраструктуры-2016

    Уходящий год был годом некоторой экономической стабилизации как цен на нефть, так и курса рубля. Тем не менее, ощущается острый дефицит бюджетных средств и стремление государства минимизировать свои расходы, в том числе на инфраструктурные проекты. В целом, список «фантомных» проектов не сильно изменился, а их продвижение можно разглядеть по большей части лишь в перемещении с уровня разговоров на уровень бумаг и соглашений. Однако по некоторым из них все же виден реальный прогресс.

    Северные прожекты



    В прошлом году власти Архангельской области говорили о поиске инвестора для взаимосвязанных проектов Белкомура и создания глубоководного района порта Архангельск, которые из года в год кочуют по спискам «фантомных» проектов. В мае была создана компания «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АТПУ «Архангельск») как управляющая компания для сопровождения и подготовки к реализации проекта строительства нового глубоководного района Архангельского порта. В настоящее время компания ведет разработку декларации о намерениях инвестирования.

    В 2016 году было заявлено, что инвесторы для этих проектов, вроде бы, нашлись в Китае. Речь идет о компании Poly International Holding. Тем не менее, этот инвестор пока более «бумажный», чем реальный, поскольку в октябре 2016 года с ним было подписано лишь соглашение о намерениях, которое пока ни к чему не обязывает.

    По данным Росморречфлота, проектом предусматривается создание нового грузового района, который будет состоять из четырех самостоятельных специализированных перегрузочных комплексов общей мощностью 28 млн тонн в год. По словам заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина, этот проект, как и связанный с ним железнодорожный проект Белкомур, являются одними из приоритетных для Арктики.

    Как сообщил вице-губернатор Архангельской области Владимир Щелоков, Poly Group планирует в будущем инвестировать в проект Белкомур до $5,5 млрд. Общий объем инвестиций в проект рассчитан в размере 225 млрд руб. Архангельская область рассчитывает выйти на соглашение по Белкомуру с Poly Group в феврале-марте 2017 года.

    «Мы относимся  к глубоководному порту как к необходимой инфраструктурной единице, логическому завершению Белкомура, - прокомментировал планы губернатор Архангельской области Игорь Орлов. - Если проект Белкомур, который сейчас находится в переговорной стадии, будет реализован, понадобятся портовые мощности, через которые пойдут потоки грузов, перевозимых по железной дороге. В Архангельске есть порт, мощности которого задействованы менее чем наполовину — то есть на первый этап работы Белкомура нашего порта хватит. Но наши китайские партнеры поставили вопрос о создании глубоководного порта и готовы вкладывать в его строительство средства. Мы подписали соглашение, выделили землю, понимаем, какие транспортные, логистические решения нужно предпринять. Мы, безусловно, заинтересованы в строительстве глубоководного порта.  Создана компания, которая обслуживает этот проект. Идет спокойная планомерная работа, но говорить, что все решения приняты, я бы не стал. Сейчас главная концентрация на проекте Белкомур».

    Как бы то ни было, пока исключать проекты Белкомура и глубоководного района порта Архангельск из списка фантомных рано, ведь за пределы деклараций о намерениях они пока так и не вышли.

    Пионерский в ответе за все


    Разговоры о создании глубоководного контейнерного порта-хаба в Калининграде отошли на задний план на фоне более реального проекта по строительству грузопассажирского терминала в Пионерском. В декабре вышло постановление правительства России о расширении границ порта Калининград под данный терминал. К настоящему времени проведен аудит проекта, который в целом признал его соответствующим предъявляемым требованиям, однако аудиторами была обнаружена возможность 5%-ой экономии при его реализации. Предполагается, что создание терминала позволит обеспечить круизное судоходство в объеме не менее 225 тыс. пассажиров в год и числом судозаходов 110 круизных судов в год, а также паромное судоходство в объеме не менее 80 тыс. пассажиров и не менее 80 тыс. ед. накатных грузов в год при 312 судозаходах паромов в год.

    Ранее заявлялось, что строительство терминала начнется до конца 2016 года, в настоящее время в Минтрансе называют срок начала строительства достаточно неопределенно – в 2017 году. Вопросы того, успеют ли завершить строительство терминала к Чемпионату мира по футболу 2018 года и окажется ли он достаточно востребованным после завершения Чемпионата, по-прежнему вызывают сомнения в экспертной среде.

    МТУ дошел до середины

    Проект развития Мурманского транспортного узла (МТУ), по данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, находится в середине пути к активной стадии его реализации и, по нашему мнению, пожалуй, достоин исключения из списка «фантомных». На объекте задействовано более тысячи рабочих, 450 ед. техники, к концу 2016 года предполагается увеличить численность персонала до 2 тыс. человек. В соответствии с государственным контрактом срок окончания работ обозначен мартом 2018 года. В региональном министерстве уверяют, что строительство ведется в соответствии с графиком, утвержденным министерством транспорта Российской Федерации. Однако до сих пор нет окончательного решения по федеральному финансированию данного проекта. Не исключено, что средства не поступят своевременно, однако часть расходов может взять на себя РЖД, если верить заявлениям со стороны ее руководства.

    Что касается угольного терминала «Лавна», то в декабре 2016 года было заявлено о переговорах между компанией «Кузбассразрезуголь» и «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК) о совместном строительстве терминальных угольных мощностей на западном побережье Кольского залива. При этом, по данным региона, все предпроектные и проектные работы по созданию терминала Лавна уже завершены.

    Газообразные планы


    Сфера портовых СПГ-проектов продолжает оставаться одной из самых «фантомных», за исключением проекта Ямал-СПГ. Наиболее крупный проект после ямальского – «Балтийский СПГ», который пока не получил развития ввиду отсутствия конкретных соглашений с предполагаемым соинвестором проекта  - компанией Shell.

    В декабре 2015 года «Роснефть» и группа «Аллтек» завершили создание совместного предприятия для реализации другого проекта - «Печора СПГ», который предполагает разработку двух месторождений НАО - Кумжинского и Коровинского. C тех пор новостей о продвижении проекта также нет.

    Еще один проект – по созданию терминала по отгрузке СПГ в порту Высоцк (Ленобласть) тоже не вышел на стадию практической реализации. Распоряжением правительства РФ от 21 сентября 2016 года строительство  терминала в порту Высоцк было включено в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения. Паспорт проекта по строительству завода по сжижению природного газа в порту Высоцк подписали 17 июня 2016 года в рамках XX Петербургского международного экономического форума губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и генеральный директор ЗАО «Криогаз» Рышард Рудницки.

    Если говорить о планах создания СПГ-терминала в Горской (Санкт-Петербург), то компания-инвестор «СПГ-Горская» весьма активно проявляет себя в медиа-пространстве, однако насколько реально продвигаются ее планы  сказать сложно. Как сообщила пресс-служба компании в июле, Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ (Росморечфлот) выпустило распоряжение о согласовании ООО «СПГ-Горская» ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования.

    «Сумма» портологии

    В «фантомных» проектах можно оставить и проект группы «Сумма» в порту Зарубино. Здесь у компании большие, старые, но туманные планы: создать универсальный порт с грузооборотом до 37,5 млн тонн различных грузов в год.


    Здесь же входящая в группу «Объединенная зерновая компания» планирует построить специализированный зерновой терминал.  Инвестиционная программа предусматривает следующие этапы по реализации и развитию проекта: I этап: 2016-2018 год – предпроектные и проектно-изыскательские работы; 2018-2020 год – строительство объектов первого пускового комплекса – мощностью 3 млн тонн зерна в год. II этап: 2021-2023 год – увеличение объема зернохранилищ и доведение мощности перевалки до 10 млн тонн в год путем строительства дополнительных причалов и других технологических объектов. III этап: дальнейшее развитие терминала и увеличение объемов перевалки. Осталось только дождаться 2018 года и констатировать, начался ли проект на практике или остался лишь на бумаге.

    Подводя общий итог можно отметить, что список откровенно «фантомных» проектов постепенно тает – и это хорошо. Ряд проектов просто утратили смысл из-за изменений макроэкономической и геополитической ситуации, на другие нет денег даже в теории, третьи, как МТУ, начинают потихоньку реализовываться. Проблемные места – это сегмент терминалов по отгрузке сжиженного природного газа ввиду слишком высоких рисков инвестирования в этот труднопрогнозируемый и высококонкурентный сегмент, а также дальневосточные проекты, которые очень сильно зависят от пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, экологических и социальных ограничений, финансовых возможностей инвесторов и перспектив реализации китайского проекта «пояса нового Шелкового пути».

    Виталий Чернов.