• 27 сентября 2016

    Северным путем

    На прошедшем в Санкт-Петербурге IX-м Международном форуме «Транспортно-транзитный потенциал» эксперты обсудили ряд вопросов развития Северного морского пути, среди которых: совершенствование логистики, обеспечение безопасности судоходства, стимулирование инвестиционной деятельности в рамках Кольской опорной зоны (Мурманская область) и другие.

    Оборонная логистика

    Отметим, для формирования единой транспортно-логистической системы в Арктике в июне этого года был создан Консорциум, в который вошли «Оборонлогистика», «Совфрахт» и FESCO.  

    Представитель одного из участников Консорциума – заместитель генерального директора ООО «Оборонлогистика» Анатолий Ганнота озвучил ряд факторов, тормозящих развитие логистики Северного морского пути (Севморпути, СМП).

    «Минобороны пользуется услугами торгового флота – это около 80 судов различного класса, однако, эти провозные мощности используются весьма неэффективно из-за отсутствия централизованного управления ресурсами, что влечет за собой недопустимое количество порожних рейсов (по некоторым оценкам, до 40% провозных мощностей). Кроме того, цена транспортных и сопутствующих услуг часто непредсказуема из-за отсутствия единой тарифной политики. В совокупности все это тормозит развитие логистики Севморпути», - отметил он.

    В настоящее время, по его словам, одновременно решаются две задачи.

    «Во-первых, мы объединяем ресурсы, поднимаем уровень централизации управления (перевозками по Севморпути – ред.). Во-вторых,  разрабатываем и надеемся принять в этом году или в начале следующего года единую тарифную политику в рамках Консорциума», - пояснил Ганнота.

    Он также уточнил,  что в единое тарифное руководство будет включен почасовой фрахт, в котором будет оговорена возможность привлечения судов вспомогательного флота ВМФ к перевозкам в интересах гражданских заказчиков.

    «Таким образом, начиная с 2017 года, Минобороны России будет решать свои транспортно-логистические задачи в Арктике и на Курилах через единого оператора и стараться привлекать к этой работе заинтересованных гражданских грузоотправителей на понятных для них условиях с целью достижения взаимовыгодного эффекта и экономии бюджетных средств», - подытожил представитель «Оборонлогистики».

    Центр в Архангельске

    Между тем, Северо-Западный центр управления морскими перевозками грузов для обеспечения Министерства обороны РФ в Арктической зоне планируется создать в Архангельске, поскольку сложившимся профилем деятельности Архангельского транспортного узла являются именно перевозки в Арктическом бассейне.

    «Через Архангельский транспортный узел завозятся грузы на объекты Министерства обороны на островные территории в Арктике, на полярные станции и национальные парки, на объекты нефте-, геологодобычи и газодобычи. Объемы таких перевозок и потребность в грузах в последние годы только растет. Именно эту функцию – обслуживание каботажных перевозок - архангельские предприятия успешно выполняют. При этом у нас созданы благоприятные условия, чтобы выполнять ее в расширенном объеме. Мы готовы к приему дополнительных грузов», - заявил заместитель министра - начальник управления транспорта и дорожной деятельности Министерства транспорта Архангельской области Олег Мишуков.

    По его данным, в 2016 году для военного строительства в Арктике завезли 82 тыс. тонн груза.

    «Таким образом, Архангельский транспортный узел имеет все предпосылки для создания в нем центра управления морскими перевозками в Арктике», - считает Олег Мишуков.

    Он напомнил, что в середине июня 2016 года было заключено соответствующее соглашение о сотрудничестве между правительством Архангельской области и ООО «Оборонлогистика».

    «Для реализации этого сотрудничества будет задействован флот, а также портовая и складская инфраструктура предприятий Архангельской области для обеспечения интересов государства в Арктической зоне. При этом опыт, полученный нами совместно с «Оборонлогистикой» в ходе осуществления транспортно-логистических проектов, может быть использован и в других приарктических субъектах РФ», - подчеркнул замминистра.

    Отметим, сегодня Архангельский транспортный узел включает пять ключевых предприятий–стивидоров с собственными морскими и грузовыми районами, более 10 судоходных компаний и несколько десятков смежных обслуживающих компаний. Среди ключевых стивидоров региона: ОАО «Архангельский морской торговый порт», ОАО «Архангельский траловый флот», ЗАО «Арктик Консалтинг Сервис», ООО «МРТС-Терминал», АО «Архангельский речной порт».

    В поисках опоры

    Необходимо отметить, что комплексное развитие Арктической зоны России идет через создание опорных зон. Такой подход обозначен в законопроекте «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Предполагается, что опорные зоны будут формироваться как комплексные проекты – все мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Арктической зоны, будут взаимоувязаны друг с другом на всех этапах. При этом Мурманской области отведена роль пилотного проекта по формированию Кольской опорной зоны.

    В свою очередь первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин сформулировал предложения по стимулированию инвестиционной деятельности в рамках Кольской опорной зоны (Мурманская область).

    «Для развития инфраструктуры портов на Северном морском пути, а также повышения его транзитного потенциала можно было бы распространить режим «свободного порта», который применяется на Дальнем Востоке, на базовые морские порты на Севморпути, такие как: Мурманск, Архангельск, Петропавловск-Камчатский», - пояснил он.

    Также среди возможных мер он назвал: распространение с 2017 года режима «территорий опережающего развития» на опорные зоны развития в Арктике; изменение порядка ценообразования в электроэнергетике с целью стимулирования роста потребления электроэнергии в регионах с энергетическим профицитом.

    Также, по его мнению, необходимо установление особых экологических требований и ограничений при экспорте нефти, добываемой в Арктической зоне Российской Федерации, предусматривающих ужесточение экологических и технологических требований к перевалке нефти на рейде.

    Кроме того, Алексей Тюкавин предложил принять меры таможенного и налогового регулирования для стимулирования переработки сырья на российской территории и развитие экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью. Также, по его мнению, возможно установить требования, дающие судам, плавающим под флагом РФ, преимущественное право на перевозки грузов в Арктической зоне Российской Федерации, по отношению к  судам под флагом иностранных государств.

    Береженого и Госморречнадзор бережет

    Между тем, вопросам обеспечения безопасности мореплавания по Севморпути, особенно в свете интенсификации его использования в качестве кратчайшего морского транзитного маршрута из Европы в Азию, в последнее время уделяется пристальное внимание на государственном уровне. Эти вопросы рассматриваются на Морской коллегии, в Минтрансе и правительстве, отметил заместитель начальника Управления государственного морского и речного надзора (УГМРН, Госморречнадзор)  Ространснадзора Валерий Поддубный.

    По его данным, на середину сентября 2016 года Госморречнадзор с начала года получил 16 обращений от ФГКУ «Администрации Северного морского пути» о нарушениях правил плавания по трассам Севморпути.

    «По каждому конкретному обращению нашим территориальным управлениям были даны поручения оперативно расследовать факты нарушений», - пояснил Валерий Поддубный.

    Среди основных нарушений правил плавания, которые фиксируются на трассах СМП, он назвал: заход судна в акваторию без разрешения Администрации СМП; нарушение районов и сезонов плавания, указанных в классификационных свидетельствах; нарушение разрешенных условий плавания во льдах; маршрутов плавания, указанных в разрешении.

    Валерий Поддубный напомнил, что в 2015 году количество поступивших обращений о нарушениях правил плавания увеличилось в сравнении с 2014 годом в два раза. Всего в 2015 году было оштрафовано 33 должностных лица из 26 судоходных компаний – это и капитаны судов, и ответственные за безопасность мореплавания и предотвращение загрязнений окружающей среды, и руководители компаний, - уточнил он.

    Повышению безопасности мореплавания по трассам СМП, по мнению эксперта, могло бы способствовать увеличение размеров штрафов за нарушения правил плавания, поскольку в настоящее время размер штрафов незначителен.

    В заключение Валерий Поддубный призвал судовладельцев, использующих трассы СМП, активизировать работу по профилактике недопущения нарушений правил плавания по Севморпути.

    Отметим, объем перевозок по Севморпути на середину сентября 2016 года с начала года составил 4,36 млн тонн, из них транзит - 208,5 тыс. тонн. Такие данные привел начальник отдела судоходства Администрации Северного морского пути Святослав Степченков. Для сравнения: за весь 2015 год грузооборот по СМП составлял 5 млн 432 тыс. тонн, из них транзит - 40 тыс. тонн.

    По данным Администрации СМП за этот период выдано 636 разрешений на плавание по трассам СМП (за весь 2015 год было выдано 715 разрешений).  При этом из общего количества разрешений судам под иностранным флагом выдано 131 разрешение, уведомлений об отказе было три, из них окончательно было отказано лишь в одном случае. По прогнозу эксперта, грузооборот на трассах СМП будет расти.

    Маргарита Бабкова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен