• 2 сентября 2016

    Обзор контейнерного рынка Черноморского региона

    По итогам первого полугодия 2016 года Черноморские контейнерные терминалы Румынии, Украины, России, Грузии и Болгарии перевалили 1 млн 222 тыс. 326 TEUs, включая порожние контейнера, не считая трансшипмента.

    В данном обзоре рассматриваются данные только по груженым контейнерам, которые были переработаны указанными странами в количестве 878 712 TEUs. В результате, общий рост в регионе по груженым контейнерам в первом полугодии 2016 года составил 5,50% по сравнению с первым полугодием 2015 года.

    По итогам первого полугодия 2016 года общий рост объема груженых контейнеров в регионе составил 5,50%

    Объемы Черноморского региона в первом полугодии 2016 – первом полугодии 2015 годов, груженые TEU 

    Если рассматривать каждую страну в отдельности, то очевидно, что рост по груженым контейнерам был зафиксирован во всех странах Черноморского региона, кроме Грузии и Болгарии. По результатам первого полугодия 2016 года в Украине, России и Румынии наблюдался рост объемов груженых контейнеров на 25,11%, 7,82%, и 3,6% соответственно, в то время как в Грузии и Болгарии объем груженого контейнерооборота упал на 24,32% и 0,03% соответственно.

    Объемы груженых контейнеров по странам, TEU 


    1 полугодие 2016 

    1 полугодие 2015 

    Рост 

    Украина 

    252 202

    201 590

    25,11%

    Россия 

    233 285

    216 357

    7,82%

    Румыния 

    221 449

    213 747

    3,60%

    Грузия 

    91 478

    120 876

    -24,32%

    Болгария

    80 298

    80 325

    -0,03%

    Всего

    878 712

    832 895

    5,50%

     

    Среди общего объема груженых контейнеров, обработанных регионом по итогам первого полугодия 2016 года, 51,20% составляет импорт, 48,80% - экспорт. В целом распределение контейнеров в регионе на груженые и порожние оценивается как 71,89% к 28,11%.

    51,20% в Черном море составляет импорт

    По итогам первого полугодия 2016 года по сравнению с первым полугодием 2015 года объем груженого экспорта из стран Черноморского региона увеличился на 12,35%. Грузия показала рекордное падение экспортных объемов за период – 22,31%. В России и Украине наблюдался рост. При этом Россия и Украина увеличили свои экспортные объемы на 42,74% и 26,38% соответственно. Что касается импорта в регион, то он уменьшился на 0,29%, в основном за счет падения импорта в Грузию на 24,71%. В Украине, Румынии и Болгарии наблюдался рост импорта – 23,54%, 16,92% и 4,10% соответственно, в то время как в России объем импорта упал на 8%. 

    В Грузии рекордное падение импортных объемов за период –24,71%

    Таким образом, доли стран в общей переработке груженых контейнеров в первом полугодии 2016 года распределились следующим образом: Украина – 28,70%, Россия – 26,55%, Румыния – 25,20%, Грузия – 10,41%, Болгария – 9,14%.

    Доли стран Черноморского региона в общем объеме груженых контейнеров

     

    По результатам общей переработки контейнеров по итогам первого полугодия 2016 года по сравнению с первым полугодием 2015 года первая пятерка контейнерных терминалов региона изменилась. DPW (Констанца) сохранил первое место, ГПК Украина (Одесса) поднялся с 4-го на 3-е место, APMT Поти (Грузия) опустился со 2-го места на 4-е, НЛЭ (Россия) поднялся с 3-го на 2-е место, а НУТЭП (Россия) остался на пятом месте.  При этом все крупнейшие терминалы региона показали рост объемов переработки, кроме APMT Поти (Грузия), где объемы упали на 26,88%.

    Доли Черноморских Терминалов по итогам первого полугодия 2016 года

     

    Что касается линейных операторов в рассматриваемом регионе, то по итогам первого полугодия 2016 года состав лидеров изменился: Maersk Line, MSC, CMA CGM, ARKAS и ZIM. Maersk Line вышел в лидеры, потеснив MSC на второе место. В совокупности перечисленные линии контролируют на Черном Море 74,57% рынка в общем объеме груженых контейнеров.

    MAERSK, MSC, CMA CGM, ARKAS и ZIM контролируют 74,57% рынка

    С середины 2014-го года был реорганизован сервис альянса G6 (Hapag Lloyd, OOCL, MOL, NYK, HMM, APL). OOCL перешел на сервис ZIM, при этом альянс G6 превратился в G5. Так, по итогам первого полугодия 2015 года участникам альянса G5 принадлежала совокупная доля рынка по груженым контейнерам в 5,66%, но в первом полугодии 2016 года, доля рынка альянса G5 снизилась до 4,94%. Доли рынка всех участников альянса, кроме Hapag Lloyd и NYK, снизились в первом полугодии 2016 года. При этом доля рынка OOCL по итогам первого полугодия 2015 года составляла 1,81%, а в первом полугодии 2016 года она выросла на 0,09 п.п. и составила 1,90%.

    В первом квартале 2015 года начали свою совместную деятельность альянсы 2М (Maersk и MSC) и Ocean Three (CMA CGM, CSCL, UASC). Общая доля рынка MAERSK и MSC по итогам первого полугодия 2015 составляла 46,11%, тогда как в первом полугодии 2016 она снизилась на 0,92 п.п. и составила 45,19%. Доля Ocean Three по итогам того же периода составляла 15,52%, но в первом полугодии 2016 года она увеличилась на 1,26 п.п. и составила 16,78%.

    Доли Линий Черного Моря в общем объеме груженых контейнеров по итогам первого полугодия 2016 года

     

    Также стоит отметить, что в 2015 контейнерный рынок Черноморского региона претерпел определенные изменения. WHL и KLINE приостановили свою активность в регионе, тогда как CSAV объединился с Hapag Lloyd, чем можно объяснить существенное снижение объемов CSAV на этом рынке. В то же время, на украинский рынок вышел новый перевозчик – TURKON Line, который имеет сильные позиции на направлении Средиземное море – Северная Америка. Войдя на этот рынок в партнерстве с Admiral Container Line, TURKON Line по итогам первого полугодия 2016 года достиг 0,22% доли рынка груженых контейнеров и имеет неплохие перспективы для дальнейшего роста.

    Обзор предоставлен ИАА «ПортНьюс» компанией Informall

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен