• 18 августа 2016

    И Третья станет первой


    Первым из множества заявленных на Дальнем Востоке России угольных портовых проектов уже в следующем году будет введен в строй новый терминал АО «Восточный Порт». Сегодня Третья очередь специализированного угольного порта готова на 75%. Этот крупнейший портовый инфраструктурный инвестпроект Дальнего Востока реализуется без привлечения государственных средств: частные инвестиции составляют 27 млрд руб.

    Примерно 5 лет назад экспорт российского угля начал расти, увеличившись почти на треть к концу 2015 году. По данным Минэнерго России, по итогам прошлого года экспорт российского угля оказался лишь немногим меньше объема внутреннего рынка – 151 млн тонн против 198 млн тонн. Большая часть спроса на российский уголь сосредоточена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что определяет логистику транспортировки угля: от мест его добычи (преимущественно Кузбасс) железной дорогой к морским портам Дальнего Востока.

    По итогам 2015 года российские морские порты Дальневосточного бассейна обеспечили перевалку около 70 млн тонн угля, увеличив этот показатель по сравнению с 2014 годом на 6%, а за последние 5 лет – вдвое. По оценкам аналитиков, рост экспорта угля из России в страны АТР продолжится, но не бесконечно. Причин этому несколько. Во-первых, не так просто российским экспортерам существенно потеснить на рынке АТР австралийских и колумбийских поставщиков угля. Во-вторых, нужно построить новые морские терминалы для новых экспортных объемов угля. И эти терминалы должны быть специализированными, высокотехнологичными, поскольку в современных условиях потребители угля готовы покупать лишь высококачественную продукцию, отвечающую требованиям международных стандартов, без контаминаций. В-третьих, новые экспортные объемы должны быть доставлены по железной дороге в морские порты. Учитывая пропускную способность двух главных железнодорожных магистралей России (БАМ и Транссиб), не все дополнительные объемы имеют шанс «пролезть» в это узкое инфраструктурное «горлышко».

    Однако экспортеры, а вслед за ними и портовые инвесторы, намерены готовить новую инфраструктуру на Дальнем Востоке для возрастающего угольного экспорта. Для этого в последние годы заявлены несколько новых стивидорных проектов: три новых угольных комплекса в порту Ванино (Хабаровский край) совокупным объемом более 40 млн тонн, проект строительства Третьей очереди АО «Восточный Порт» и проект «Север» группы «Сумма» при государственном участии в лице ФКУ «Ространсмодернизация» в Восточном порту (Приморский край) - около 20 млн тонн дополнительных мощностей каждый. Кроме того, существует еще ряд более мелких проектов, рассчитанных на перевалку угля в регионе.

    Из всех проектов первым стартует в 2017 году Третья очередь АО «Восточный Порт», что дает ему значительную фору как по обеспеченности грузовой базой, так и по возможностям занять вводимые ОАО «РЖД» железнодорожные мощности на дальних подходах к портам.

    «Мы сегодня видим высокий спрос на портовые услуги в Дальневосточном регионе, видим рост погрузки угля на РЖД, - говорит заместитель генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» (управляющая структура крупнейших угольных портов России АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь») Ирина Ольховская. – Ввод в эксплуатацию нашего морского проекта в Восточном состоится в 2017 году, то есть по срокам реализации новых портовых мощностей мы окажемся первые. Это делает наш проект приоритетным для бизнеса среди прочих проектов по строительству новых перевалочных мощностей на Дальнем Востоке». Ольховская пояснила, что задача Управляющей портовой компании была предвосхитить, опередить то растущее движение рынка, которое многие увидели в 2010 году. Поэтому уже в 2012 году компания смогла приступить к созданию самого масштабного инвестпроекта в Приморском крае - строительству Третьей очереди АО «Восточный Порт».

    Построить хороший качественный, соответствующий всем международным стандартам порт, который будет обеспечивать сохранение окружающей среды, что для угольных терминалов является одной из первоочередных задач, - это не год и не два, а, как минимум, 5 лет. Поэтому портовые проекты, которые только сейчас выходят на строительную площадку, имеют значительно больший риск, связанный с проблемой их обеспечения грузовой базой.

    По заявлению Ирины Ольховской, в настоящее время новые мощности Третьей очереди АО «Восточный Порт» законтрактованы на 80%. В числе поставщиков угля на терминал есть как крупнейшие угледобывающие структуры, такие как «Кузбассразрезуголь» и «СУЭК», так и другие грузоотправители – «Промугольсервис», «Кузбасская топливная компания», «Разрез Бунгурский», «Разрез Березовский» и другие. Уже через три года, в 2019 году грузооборот АО «Восточный Порт» составит 39 млн тонн угля.

    Надежда Малышева.