• 5 августа 2016

    ФЦП ушла на юг

    Правительство России утвердило временный отказ от строительства второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла в пользу строительства Багаевского гидроузла на юге. При этом пришлось «порезать» ряд других мероприятий, в том числе по строительству обслуживающего флота.

    Расставляя приоритеты


    Постановлением внесены изменения в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы (2010-2020 годы)». Наиболее важным изменением с точки зрения развития внутреннего водного транспорта России стало включение в ФЦП проекта строительства Багаевского низконапорного гидроузла с одновременным исключением проекта строительства второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла.

    Ранее о необходимости такой корректировки говорили в Федеральном агентстве морского и речного транспорта и министерстве транспорта России. Так, заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк еще в 2015 году отмечал, что если не принять решение о включении проекта Багаевского низконапорного гидроузла в ФЦП и не начать его проектирование, то это может полностью перекрыть движение грузов на юг страны.

    Действительно, общий грузооборот в границах Азово-Донского бассейна ВВП с начала навигации по состоянию на 1 августа 2016 года продолжил снижаться и составил 4 млн 680 тыс. тонн различных грузов, что на 3,3% ниже уровня аналогичного периода 2015 года. Фактические глубины в июле 2016 года на участке от входа в 132-й канал до Кочетовского гидроузла составляли 370-400 см, от Кочетовского гидроузла до 3121-го км реки Дон — 350-370 см.

    Как ранее сообщали в Росморречфлоте, на первом этапе необходимо до 1,5 млрд руб. для того, чтобы начать проектирование Багаевского гидроузла, причем желательно это начать делать уже в 2016 году. Но и в этом случае завершить строительство гидроузла и решить проблему маловодности Нижнего Дона можно будет не ранее, чем к 2022-23 годам.


    В соответствии с утвержденными правительством изменениями в ФЦП, проектирование Багаевского гидроузла будет проводиться в 2016-17 годах, строительство - в 2018-20 годах. Общий объем финансирования из средств федерального бюджета составит 22 млрд руб. Результатом проекта должно стать обеспечение гарантированной глубины судового хода в 4 м для прохода крупнотоннажного флота с полной загрузкой на р. Дон. Створ расположения гидроузла утвержден на 3089 км судового хода р. Дон. 

    Строительство Багаевского гидроузла само по себе не решит всех проблем с маловодностью на внутренних водных путях, так как для этого требуется также построить гидроузел в районе Городца и вышеупомянутую вторую нитку шлюза Нижне-Свирского гидроузла. Однако в текущих финансовых обстоятельствах государству не под силу «потянуть» одновременную реализацию всех трех проектов, поэтому пришлось расставлять приоритеты. В настоящее время грузовая база более тяготеет к южному направлению, а без завершения строительства Нижегородского гидроузла ожидать роста грузопотоков в северном направлении не приходится. Поэтому приоритет был отдан Багаевскому гидроузлу.

    Отметим, ранее предполагалось, что строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза планируется завершить в 2018 году. Нижне-Свирский шлюз на Волго-Балте эксплуатируется с 1936 года и по своим габаритам является наименьшим на Волго-Балтийском пути. Размер его камеры составляет всего 200 на 21,5 кв. м. Это не позволяет шлюзовать современные барже-буксирные составы, вследствие чего ограничивается пропускная способность всего Волго-Балта. Введение в эксплуатацию второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла позволило бы увеличить пропускную способность Волго-Балтийского водного пути в 2 раза. Стоимость проекта, в соответствии с прежней редакцией ФЦП, оценивалась в 13 млрд руб.

    Что касается проекта Нижегородского низконапорного гидроузла (проект предусматривает проектирование и строительство комплексного низконапорного гидроузла на р. Волге в нижнем бьефе Городецкого гидроузла), то в настоящее время идет проектирование, приступить к строительству предполагается в 2018 году, завершить в 2020 году. Протяженность реконструируемого участка составляет 45 км. Общий объем финансирования, в соответствии с ФЦП, превышает 41,46 млрд руб. (федеральный бюджет).


    Таким образом, если все пойдет по плану, то вначале будет ликвидирован разрыв на Единой глубоководной системе через ввод Нижегородского гидроузла, введен Багаевский гидроузел и лишь затем – Нижне-Свирский. Перспектива разрешения проблем с маловодностью на внутренних водных путях, таким образом, составляет около 5-10 лет, в зависимости от скорости реализации указанных проектов.

    Экономика должна быть экономной

    Отметим, что строительство Багаевского гидроузла на 9 млрд руб. дороже проекта Нижне-Свирского и государству пришлось экономить средства на других мероприятиях. Так, изменения ФЦП касаются программы строительства обслуживающего флота. Вместо 159 судов, предусмотренных ранее, программа сокращается до 118 судов, в том числе: обстановочных 72 ед. (ранее 102 ед.),  судов сбора и переработки отходов, утилизации нефтесодержащих вод 3 ед. (не изменяется), судов для промерных и изыскательских работ - 15 ед. (ранее 19 ед.), служебно-вспомогательных судов - 15 ед. (ранее 22 ед.); земснарядов - 8 ед. (не изменяется); продление срока службы эксплуатирующихся судов - 5 единиц (не изменяется). Общий объем финансирования программы сокращается с 18 млрд руб. до 15 млрд руб.

    Сокращается и финансирование проекта развития международного транспортного маршрута «Европа - Западный Китай» на территории Российской Федерации на участке Санкт-Петербург - Казань - Оренбург - граница Республики Казахстан (общей протяженностью около 2200 км). Измененная версия ФЦП снижает объем бюджетного финансирования по данному мероприятию с 10,7 млрд руб. до 3,87 млрд руб.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен