• 27 апреля 2016

    Дорогой крымскою

    Строительство моста через Керченский пролив — это уже не просто идея,  но проект, который начинает обретать реальные очертания.

    Проект века


    Мост через Керченский пролив должен стать одним из крупнейших в России: его протяженность составит 19 км. По проекту мост состоит из параллельно расположенных автомобильного и железнодорожного транспортных переходов. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла. Затем она пересекает Керченский пролив и, огибая с севера мыс Ак-Бурун, выходит на крымский берег.

    Проектная документация моста получила положительное заключение государственной экспертизы 18 февраля 2016 года. Одновременно ФАУ «Главгосэкспертиза» подтвердило достоверность сметной стоимости проекта — 211 млрд 851 млн 575,7 тыс. руб. в ценах IV квартала 2015 года.

    Возвести объект планируется в рекордные сроки. Как рассказал руководитель ФКУ Упрдор «Тамань» (заказчик строительства объекта) Роман Новиков в рамках первого пресс-тура в район строящегося моста, ввод его в эксплуатацию в полном объеме планируется в декабре 2019 года.

    Он пояснил, что до прохождения Главогосэкспертизы возможные сроки создания объекта и обеспечения транспортной доступности в Крым оценивались по объектам-аналогам —подобным сооружениям, которые возводились на территории Российской Федерации.

    «Получив заключение Главгосэкспертизы, мы смогли оценить эти сроки, исходя из реальной технологии и реальных условий строительства, связанных, прежде всего, с геологией и сейсмикой, — подчеркнул Новиков. — В 2018 году запустить рабочее движение по автомобильной части моста для нас принципиально и возможно, как и осуществить сдачу моста в 2019 году в целом, включая запуск движения по железнодорожной части».

    В штормовых условиях



    Для Керченского пролива характерна высокая сейсмика, сложная геология и неблагоприятные метеорологические условия. Немногие знают, что мост в Крым уже был построен в 1944 году, но простоял чуть более трех месяцев: в результате подвижки льда 18 февраля 1945 года около 50 опор (из 115) рухнули, увлекая за собой пролеты.

    Новый проект сделан с учетом особенностей региона: так, на некоторых участках глубина погружения свай достигает 90 м, что связано с толстым слоем илистого грунта. Для повышения сейсмостойкости опор сваи устанавливаются не только вертикально, но и под углом.

    Специалисты Крыловского государственного научного центра проверили, как будущий мост будет работать во время сильного шторма и ледохода. Для этого модель моста, напечатанную на 3D-принтере в масштабе 1:50, «продули» в большой аэродинамической трубе, а также испытали на прочность во льдах в экспериментальном бассейне с движущимися ледяными полями и торосами. Полученные результаты использовались при разработке проектной документации.

    Строительные работы в акватории Керченского пролива по погодным условиям возможно производить только 250 дней в году, рассказал директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив ООО «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин. Он подчеркнул, что штормовые дни заложены в график строительства. При погодных условиях, когда технологически невозможно работать на акватории, продолжается строительство на сухопутных участках, в том числе армирование каркасов опор, прием бетона, бетонирование.

    Мосты мосту в помощь

    Леонид Рыженькин рассказал, что для осуществления работ в круглосуточном режиме возводятся три рабочих вспомогательных моста.

    «Рабочие мосты позволят нам в круглосуточном режиме, во-первых, производить работы по сооружению русловых опор, а также подвозить технику и материалы для строительства», — уточнил директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив ООО «Стройгазмонтаж».

    Первый рабочий уже готов. РМ-2 протяженностью 1860 м сегодня находится в активной фазе строительства: по состоянию на 20 апреля смонтированы 63 из 85 пролетов. По словам Рыженькина, РМ-2 подойдет практически вплотную к русловой технологической опоре Крымского моста со стороны Таманского полуострова. Одновременно строится РМ-3 протяженностью 2100 м, который свяжет крымский берег с другой русловой опорой. Завершить строительство рабочих мостов планируется до июня 2016 года, и уже в этом году приступить к возведению русловых опор.

    Между этими опорами Крымского моста останется русловой пролет 227 м для беспрепятственного пропуска судов. «После запуска моста, рабочие мосты будут разобраны», — добавил Леонид Рыженькин.

    Строительство на первом этапе


    «Первая задача в рамках строительства – подготовка фундаментов опор, — рассказал Роман Новиков. — На сегодняшний день динамика налицо. Если месяц назад мы говорили о том, что у нас 35 свай забито, на сегодня забито 513 свай, готово семь опор, развернуты работы на всех сухопутных участках».

    По его словам, всего в рамках строительства моста будет забито более 5 тыс. свай, подготовлено 595 опор. В настоящее время уже готовы три опоры железнодорожного перехода и четыре опоры автомобильного транспортного перехода через Керченский пролив.

    Леонид Рыженькин уточнил, что конструкция опор фундаментов различна в зависимости от геологии участков. В частности, на участке со стороны Таманского полуострова используются буронабивные сваи, со стороны Керченского полуострова —призматические сваи, а основной конструктив на всех остальных участках — трубосваи  диаметром 1420 мм.

    Судам  - дорогу

    Керченский пролив — зона интенсивного судоходства, поэтому вопрос обеспечения безопасности плавания в акватории в период строительства остается актуальным. В акватории установлено навигационное оборудование: подсвечиваемые буи трех цветов предупреждают штурманов о границах работ, проводимых за пределами фарватера Керчь-Еникальского канала. Акватория по трассе строительства, исключая фарватер судоходного канала, определена как запретная для плавания. Там может находиться только флот ВМФ, федеральных органов безопасности и плавсредства, участвующие в строительстве.
    Последствия произошедшего в ночь на 20 марта 2016 года навала турецкого сухогруза «Лира» на опору № 80 строящегося РМ-2 будут ликвидированы в плановом режиме. «Чтобы никаких дополнительных мер не принимать и не тратить дополнительные средства на ликвидацию последствий, как только дойдем до 80-й опоры, мы в плановом режиме все это ликвидируем», — пояснил Новиков.

    Проект моста в Крым предусматривает беспрепятственный пропуск судов: высота подмостового судоходного габарита строящегося Керченского (Крымского) моста составит 35 м.

    Инфраструктурная поддержка

    Основной массив грузов для строительства Керченского (Крымского) моста доставляется автомобильным и железнодорожным транспортом, часть грузов приходит водным. Объем материалов и конструкций для реализации проекта превысит 12 млн тонн. Площадки для складирования грузов созданы со стороны Керчи и Тамани.

    Роман Новиков рассказал, что в апреле 2016 года был введен в эксплуатацию грузовой двор в районе будущей ж/д станции Портовая (под Таманью), который уже принял первые 12 составов с более 20 тыс. тонн грузов для строительства моста. Руководитель ФКУ Упрдор «Тамань» уточнил, что создание грузового двора в районе будущей станции Портовая позволило приблизить станцию разгрузки на 32 км непосредственно к стройке.

    Спикер пояснил, что строительство грузового двора для приема грузов – одно из мероприятий по оптимизации логистики строительных грузов для возведения мостового транспортного перехода через Керченский пролив. Кроме того, построено порядка 25 км автодорог, открыта технологическая дорога в обход населенных пунктов и территориальной сети дорог.
    Эта обходная дорога решает одновременно две задачи, подчеркнул Роман Новиков: увеличивает скорость доставки грузов, разделяя потоки общественного транспорта и грузового транспорта для строительства моста, а также минимизирует воздействие на комфортное проживание местных жителей.

    Минимизировать природный ущерб

    Масштабное строительство неизбежно оказывает воздействие на окружающую среду. Для минимизации экологического ущерба был выработан и проводится ряд специальных мероприятий, рассказал заместитель генерального директора ООО «ИЦМИТ» Глеб Ватлецов.

    Он отметил, что проведенные экологические исследования были учтены при проектировании объекта. В частности, была сохранена протока в Керченском проливе, обеспечивающая естественную циркуляцию воды, хотя это и повлекло удорожание проекта.

    Из зоны строительства на территорию Запорожско-Таманского заказника переселены пять видов растений и три вида животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края, а также три вида растений из Красной книги России. Кроме того, будут созданы искусственные места для гнездования и кормления перелетных птиц.

    Для снижения шумовой нагрузки на подъездах к мосту запланирована установка шумозащитных экранов и высадка около 1,5 тыс. деревьев в шахматном порядке.

    «Ежеквартально оценивается, как влияет стройка: как меняется вода, донные отложения, атмосферный воздух, шум, растительный и животный мир. На сегодня существенного, значимого влияния, изменения предельно допустимой концентрации не выявлено, — подчеркнул Ватлецов.— Во время эксплуатации все стоки, которые будут образовываться на автомобильном и железнодорожном мостах, будут собираться, очищаться и обеззараживаться ультрафиолетовым облучением, после чего на глубину до 300 м выбрасываться в акваторию Черного и Азовского морей».

    Елена Ткачева.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен