• 1 февраля 2007

    Пограничники не уступили стивидорам

    Три стивидорные компании порта Санкт-Петербург с 1 февраля 2007 года начали считать убытки. Пограничные службы прекратили временный досмотр импортных грузов на арендуемых компаниями причалах.

     

    Стоп работа!

    На территории порта Санкт-Петербург с 1 февраля 2006 года приостановлена работа четырех временных мест пограничного контроля до окончательного выполнения требований по их обустройству и техническому оснащению. Решение ФСБ России в ответ на ежегодную просьбу губернатора города Валентины Матвиенко продлить действие временных мест пограничного контроля в порту оказалось избирательным. Отказано в продлении по четырем временным пунктам пропуска, расположенным на территории ООО «Морской рыбный порт», ОАО «Балтийский завод», на причале №5 ОАО «Северная верфь» и между Большой и Малой Турухтанной гаванями. Соответственно, ни одно судно с импортным грузом с этого момента не может быть обработано на причалах, связанных с этими местами досмотра.

     

    Таким образом, пострадавшими оказались три стивидорные компании, специализирующиеся в основном на приеме импортных рефконтейнеров, генеральных и навалочных грузов, металла: ООО «Морской рыбный порт» (грузооборот по итогам 2006 года составил по статистике Минтранса РФ 1,138 млн. тонн), ООО «Терминал-Сервис» (750 тыс. тонн в год) и ЗАО «Завод Моргидрострой» (375 тыс. тонн в год).

     

    В приеме отказано

    Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в «Морском рыбном порту», информация от пограничных служб о закрытии с 1 февраля пункта контроля в компанию поступила лишь 26 января 2007 года после 18 часов. Компания проинформировала судовладельцев о невозможности приема импортных грузов. Таким образом, к 1 февраля этого года от захода в рыбный порт отказались 14 судов. Компания лишилась 48 тыс. тонн грузов, что соответствует убыткам (по подсчетам самой стивидорной компании) в 18 млн. руб. Рефконтейнеры с фруктами компаний JFC и «Санвэй» направились в порт Рига, а генеральные грузы принял новый эстонский порт Силламяэ.

     

    Помимо собственных грузов, пункт пропуска в Рыбном порту осуществляет оформление накатных грузов Nissan, прибывших на паромах в адрес нового терминала «Онега» группы компаний «Осло Марин». Президент группы Виталий Архангельский сообщил корреспонденту ИАА «ПортНьюс», что «Осло Марин» получила специальное разрешение пограничников на оформление автомобилей в Рыбном порту, поскольку их проект является стратегическим для города. «В воскресенье, 4 февраля, к причалам Рыбного порта придет наш паром», - уточнил он.

     

    Вторая попытка

    Как сообщила корреспонденту ИАА «ПортНьюс» представитель Комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) Санкт-Петербурга Елена Тимофеева, уже подготовлено новое обращение от имени губернатора Санкт-Петербурга к директору ФСБ России Николаю Патрушеву с просьбой продлить срок действия временного разрешения по закрытым местам пограничного контроля. Город готов поручиться за стивидорные компании, которые уже ведут за собственный счет работы по обустройству закрытых пограничных пунктов. Все графики работ и проекты согласованы в пограничном управлении по Ленинградской области. Как быстро будет получен ответ ФСБ, сказать невозможно. «Предыдущее письмо губернатора Валентины Матвиенко было отправлено в Москву 29 декабря 2006 года, а ответ на него получен 17 января 2007 года. Это очень быстро», - рассказала Тимофеева. В Рыбном порту предполагают, что минимальный срок получения временного разрешения может занять минимум 5 дней. Но и за этот срок компания понесет колоссальные убытки. А если запрет на работу с экспортно-импортными грузами продлится месяц, «то это будет полный коллапс», сообщил корреспонденту «ПортНьюс» представитель порта.

     

    Страдает порт

    Экспедиторские компании, работающие в порту Санкт-Петербург, с декабря 2006 года отмечают спад привлекательности порта для грузовладельцев, ориентированных на контейнерные перевозки. Многие грузы снова ушли в порты Прибалтики и Финляндии. В силу длительных сроков обработки в порту контейнеров (до 12-15 дней), многие грузовладелшьцы выбирают другие маршруты. На это реагирует рынок морских контейнерных перевозок. По словам генерального директора ООО «Гринвэй-Нева» Екатерины Ефремовой, только в январе 6 океанских контейнерных линий отказались от сервиса на Санкт-Петербург из-за неспособности порта производить обработку грузов должным образом. Помимо этого, с декабря 2006 года большинство линейных операторов ввело так называе6мую экстремальную надбавку на каждый контейнер в порту Санкт-Петербург. Ее размер составлял $150 на 1 TEU, а с 1 февраля 2007 года возрос до $300 на 1 TEU. Не исключено, что это вызвано возросшими рисками в порту.

     

    Размер убытков, которые понесут стивидорные компании, можно будет подсчитать после того, как работа порта будет восстановлена в полном объеме. Тогда же свои убытки придется подсчитать и всем смежным с портом коммерческим структурам – транспортным компаниям, складским, логистическим и экспедиторским компаниям, а так же магазинам и покупателям. Убытки городского и федерального бюджетов от временной приостановки деятельности на отдельных терминалах порта подсчитать будет сложнее. Ущерб, нанесенный конкурентоспособности и престижу порта Санкт-Петербург, покажет падение грузооборота, которое можно прогнозировать в регионе на предстоящий месяц.

     

    Надежда Малышева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен