• 18 декабря 2014

    Фантомы российской инфраструктуры-2014

    Список заявленных к реализации крупных портовых инфраструктурных проектов, находящихся в «подвешенном состоянии», в уходящем году не сильно изменился, хотя некоторые проекты из этого списка все же продвинулись вперед. Впрочем, имеются большие перспективы увеличения списка «фантомов российской инфраструктуры» в 2015 году из-за складывающейся сложной внешнеполитической и финансовой ситуации.

    Секвестр для Калининграда


    Проект создания глубоководного порта в Калининградской области кочует по спискам «фантомных проектов» из года в год. И не случайно – в завершающемся году финансирование по данному проекту вновь было перераспределено. На этот раз – в пользу проекта «Ямал СПГ». Так, в сентябре 2014 года было подписано постановление правительства России об изменениях в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». В соответствии с новой редакцией документа, в подпрограмме «Морской транспорт» проект «Строительство глубоководного порта в городе Балтийске (бухта Приморская), Калининградская область» переименован в «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград» и выделены два этапа его реализации.

    Первый этап стоимостью 8,5 млрд руб. предполагает строительство международного морского пассажирского терминала с яхтенной мариной в городе Пионерском Калининградской области, второй этап стоимостью 400 млн руб. предполагает строительство глубоководного порта в районе пос. Янтарный.

    Ранее на проект строительства глубоководного порта в Балтийске предусматривалось финансирование из федерального бюджета в размере 17,9 млрд руб. Таким образом, проект лишился 9 млрд руб.


    На днях местная пресса сообщила, что в ходе совещания в Калининградской области заместитель министра транспорта России Виктор Олерский сообщил, что терминал для приёма круизных судов и паромов, а также яхтенная марина, которые расположатся в Пионерском, должны быть возведены «в основных параметрах» в 2017 году. «Мы понимаем, что мы находимся под прессом времени. Для решения этой задачи мы должны в январе провести конкурс на проектирование и начать его, чтобы в первой половине 2016 года — в марте месяце и не позже — приступить к строительству. Забегая вперёд, могу сказать, что технических проблем мы не увидим. Мы считаем, что процесс находится в глубокой степени проработки, и к 2017 году мы его выполним», — приводятся слова Олерского.

    «Мне много раз задают вопрос: как там насчёт глубоководного порта? Ещё раз подтверждаю: мероприятие в ФЦП осталось, но в логике сегодняшнего дня и бизнес-логике принято решение. Второй этап — строительство грузового порта — будет реализован, но, естественно, только если будет найден инвестор», — добавил замглавы Минтранса.

    Архангельск: дела белкомурные

    Еще один проект, облюбовавший наш «фантомный список» - это создание глубоководного района в порту Архангельск. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» губернатор Архангельской области Игорь Орлов, область от проекта не отказывается, однако в настоящее время из-за сложной экономической ситуации инвестиционная активность находится на низком уровне.

    Проект создания глубоководного района в порту Архангельск будет реализовываться в контексте проекта по строительству спрямляющей железной дороги Белое море-Коми-Урал (Белкомур). Но и сам этот проект находится в «подвешенном состоянии» на протяжении уже многих лет. Сейчас  власти Республики Коми рассчитывают привлечь из госфондов порядка 50 млрд руб. на его реализацию.


    По словам губернатора Республики Коми Вячеслава Гайзера,  модель финансирования проекта изменена. «Проект реализуется по условиям государственно-частного партнерства, но с учетом средств, которые мы отрабатываем вместе с Российским фондом прямых инвестиций и Фондом национального благосостояния», - приводятся в местной прессе слова губернатора.

    По его данным, общая стоимость проекта составит около 180 млрд руб., он может быть реализован за 4 года.

    На жидких основаниях

    В настоящее время в России находятся в стадии реализации лишь два крупных портовых проекта, связанных с поставками сжиженного природного газа (СПГ) – это «Ямал СПГ» и расширение действующего завода на Сахалине в рамках третьей очереди.

    По остальным проектам СПГ пока идут лишь разговоры. Так, ОАО «Газпром» переносит срок ввода первой очереди проекта «Балтийский СПГ» (строительство завода и терминала в порту Усть-Луга) на 2019 год с 2018 года.

    Также на северо-западном направлении заявлены проекты создания СПГ-терминалов компаний «Роснефть» и Nordic Yards, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

    На севере в стадии «фантомного» давно числится проект «Печора СПГ», предполагающий строительство морского терминала в Индиге. Хотя в настоящее время говорится о том, что данный проект планируется расширить, создав там перевалочные мощности для нефтеналивных грузов и даже контейнеров, в реальности не сделано и того, что планировалось изначально.


    «Сейчас мы ведем совместную работу по созданию инвестиционного паспорта морского порта в Индиге. Причем расширяем перспективы – рассматриваем вопрос строительства там не только терминала по транспортировке сжиженного газа, но и говорим про нефтеналивной и контейнерный терминалы, поскольку есть возможность дорогу от Индиги пустить до Оренбургской области, «захватить» Пермский край и выйти на Урал и в Сибирь. Это получается всего порядка 2 тыс. км. Это стратегический путь, путь развития, и выстраивать этот путь мы можем только в крепкой связке с другими регионами России», – прокомментировал недавно этот проект глава НАО Игорь Кошин.

    В рамках проекта «Печора-СПГ» в районе Индиги планировалось разместить плавучий завод по сжижению газа, к нему должен вести трубопровод с месторождений у Печоры длиной 300 км. Порт Индига заявлен как глубоководный порт с естественными глубинами порядка 17 м. Инвесторами проекта являются группа компаний «Аллтек» и «Роснефть».


    Если говорить о дальневосточном направлении, то в ноябре 2013 года губернатор приморского края Владимир Миклушевский и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве при реализации проекта по строительству завода по производству СПГ в Приморье.

    С тех пор проект продвинулся не слишком сильно - так, в декабре 2014 года ООО «Газпром СПГ Владивосток» получило положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий объектов строительства первого этапа. Проект должен быть реализован в три этапа. Первый – это объекты пионерного выхода на полуострове Ломоносова в Хасанском районе. Второй – объекты морского терминала отгрузки и грузового терминала, третий – строительство самого завода. Начало работы завода запланировано на 4 квартал 2018 года.

    Тем не менее, ряд экспертов сомневаются в рентабельности проекта, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

    Мурманск завязался в узел


    Зато в 2014 году началась реализация проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ). Так, в сентябре 2014 года в Мурманске министр транспорта России Максим Соколов и на тот момент временно исполняющая обязанности губернатора Мурманской области Марина Ковтун дали старт первому этапу реализации проекта МТУ, официально объявив о начале строительства объектов федеральной собственности: железнодорожной линии станция Выходной – мостовой переход через Тулому – станция Мурмаши-2 – станция Лавна. Строительная длина ветки составляет 46 км.

    Вообще говоря, в текущем году Мурманская область стала одним из лидеров в количестве заявленных проектов, связанных с морским транспортом. Так, компания «Роснефть» рассматривает возможность создания в морском порту Мурманск мощностей по перевалке и регазификации СПГ, перевалке и переработке нефти с арктических месторождений. Серьезные производственные планы по созданию мощностей по перевалке в Мурманске нефти и нефтепродуктов есть у компаний ОАО АНК «Башнефть» и ОАО «Газпром нефть». «Роснефть», при этом, уже создает в области базу для освоения арктических месторождений, с судоремонтными и судостроительными мощностями.

    Более того, Мурманск рассчитывает стать портом-хабом для Арктической контейнерной линии, что предполагает создание контейнерного терминала и задействованием рефрижераторных мощностей рыбного порта. Каковой будет дальнейшая судьба этих планов – посмотрим в следующем году.

    Если же говорить в целом, то в текущих внешнеполитических и экономических условиях делать какие-либо прогнозы весьма непросто. Ясно, что начинается период экономии бюджетных средств, переоценки объемов инвестиций, сроков реализации и пересмотра имеющихся планов.

    Виталий Чернов.