• 10 ноября 2014

    Таганрог ищет глубины

    Порт Таганрог стагнирует по грузообороту на фоне роста в других портах бассейна. По словам портовиков, причина банальна – занос подходного канала с сокращением глубин. Если в ближайшее время эта проблема не будет решена, последствия могут стать еще более необратимыми для порта и города.

    Грузооборот порта Таганрог по итогам 9 месяцев 2014 года в целом сохранился на уровне прошлого года, составив 2 млн 44 тыс. тонн. При этом на прошлогоднем уровне порт удерживается только за счет наливных грузов, по сухим идет «просадка» примерно на 14%.

    Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в порту, проблема связана не с отсутствием спроса на услуги порта, а с банальным заиливанием подходного канала. Дело в том, что порту Таганрог не повезло – в отличие от портов Азов, Ростов-на-Дону, подходной канал к которым совпадает с руслом реки Дон (и соответственно хорошо промывается), здесь подходной канал расположен перпендикулярно руслу. Грунт Таганрогского залива мягкий и покрыт илом, при северо-восточных и западных ветрах происходит интенсивная заносимость канала. Кроме того, западнее 2-го колена находится грунтоотвал, куда ссыпается весь грунт, образованный в результате ремонтного дноуглубления.

    В соответствии с паспортными характеристиками канала, его длина составляет 19 км, ширина 80 м, глубина 5 м.  Для поддержания проектных глубин, в целях обеспечения безопасности мореплавания для заходящих в порт судов на канале ежегодно проводились дноуглубительные работы до глубин 5 м, чтобы в порт беспрепятственно могли заходить суда всех типов осадкой 4,7 м.

    Однако 24-25 сентября 2014 года порт пережил сильный шторм, по причине которого был введен режим чрезвычайной ситуации (сильный шквалистый ветер порывами до 35 м/с, ливневый дождь, подъем уровня воды выше нулевой отметки на 3 м, обрывы линий электропередач). После шторма операторы морского порта провели обследование внутренней акватории порта и подходного канала, по итогам которого и на основании данных контрольных промеров глубин, распоряжением капитана порта Таганрог №23 от 30.09.2014 года была объявлена максимальная осадка судов при плавании по Таганрогскому  подходному каналу 4 м или снижение проходной осадки в среднем на 70 см.

    Только в 2014 году это уже был третий случай, когда менялась проходная осадка. С начала года проходная осадка распоряжением капитана порта Таганрог от 31.12.13г. устанавливалась на уровне 4,5 м. Затем она пересматривалась в середине года и 18.07.14г. была также установлена на уровне 4,5 м. И уже по итогам сентябрьского шторма распоряжением капитана порта от 30.09.14 г. проходная осадка была снижена до отметки в 4 м.

    В результате снижения проходной осадки порт Таганрог резко потерял привлекательность для грузовладельцев. Что, в свою очередь, повлекло за собой сокращение перечня судов, способных беспрепятственно осуществить заход и выход из порта, а также привело к оттоку грузов к основным конкурентам Таганрогского порта в регионе Азовского моря.

    Так, если в 2013 года порт мог принимать суда грузоподъемностью 8-10 тыс. тонн, то теперь из-за уменьшения глубин суда могут брать максимум 5 тыс. тонн.
    Невозможность обрабатывать суда большой грузоподъемности значительно снижают привлекательность услуг порта для клиентов, переваливающих грузы основной номенклатуры – генеральные, зерно, нефтепродукты (около 50% грузооборота порта). Привлекательные преимущества порта в значительной степени были обусловлены возможностью перевалки массовых грузов на большие суда, при которой существенно сокращается время оборота самого груза. При равной ставке фрахта для всех судов перевалка на суда большой грузоподъемности оказывается дешевле.

    В связи с возникновением проблемы подходного канала был сорван график подачи флота под вывоз ранее завезенных грузов. Грузовладельцы были вынуждены расторгнуть существующие договоры морской перевозки и заключить новые с обязательством подачи в порт судов с меньшей грузоподъемностью и меньшей проходной осадкой. На текущий момент в порт приходят суда грузоподъемностью всего 5 тыс. тонн, но уходят с «мертвым» фрахтом, то есть берут около 4000-4200 тонн для обеспечения прохождения по каналу. Суда грузоподъемностью 8 тыс. тонн, которые проходят в порт, могут быть загружены лишь на 50-55%.

    У грузовладельцев есть альтернатива – либо они оплачивают «мертвый» фрахт большегрузных судов (недогруженное количество грузов в среднем от 500 до 2000 тонн на одном судне), либо фрахтуют суда меньшей грузоподъемности – 4-5 тыс. тонн. На сегодняшний день по судам грузоподъемностью 4-5 тыс. тонн ставка фрахта уже увеличилась в среднем от 2 до 5%.

    По данной причине было сорвано выполнение планового грузооборота порта на октябрь-декабрь  2014 года, нельзя спрогнозировать грузооборот на 2015 год.

    Имеют место и случаи простоя вагонов с грузами по причине занятости складских площадей. Из-за задержек в вывозе груза из порта и, как следствие, переполнения складских площадей, имеют место случаи простоя вагонов с грузами в ожидании места выгрузки. Северо-Кавказская железная дорога вводит дополнительные санкции по увеличению ставок платы за простой данных вагонов с грузами, а также может ввести конвенционные запреты на отгрузку плановых грузов в адрес порта Таганрог, что отрицательно скажется на грузообороте порта в ноябре-декабре 2014 года.

    Все эти обстоятельства существенно ограничивают работоспособность порта и негативно сказываются на результатах деятельности предприятия. Падение грузооборота привело к тому, что уже в октябре 2014 года порт потерял порядка 40-50 тыс. тонн, что в денежном эквиваленте составляет около 12 млн руб.  недополученных доходов. По предварительным прогнозам, порт может потерять около трети грузов и доходов по итогам года.

    В условиях сокращения перевалки грузов из-за ухудшения габаритов Таганрогского подходного канала для порта становится крайне невыгодной аренда причалов общей длиной  9 км, учитывая вероятную индексацию цен на услуги аренды в начале следующего года. В случае, если ситуация с нормализацией условий судоходства на Таганрогском подходном канале (приведение его характеристик к паспортным данным) не будет выполняться должным образом, при условии проведения ежегодной индексации арендной платы, деятельность порта перестанет быть прибыльной в течение ближайших 3-5 лет.

    Самое печальное, что затягивание работ по расчистке подходного канала уже  приводит к необратимым последствиям – увольнению и потере квалифицированных кадров (докеры-механизаторы, складские рабочие, инженерно-технические рабочие) Таганрогским портом, который входит в пятерку градообразующих предприятий.

    Софья Винарова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен