• 3 июня 2014

    Глубины инноваций

    В будущем человечеству придется все больше иметь дело с глубоководными технологиями. Это связано с  тем, что большинство перспективных запасов углеводородов расположены в море, в море же, в обход транзитных государств, прокладываются трубопроводы и коммуникации. Все это бросает новые вызовы и требует развития технологий, которые часто сложнее космических.

    «Северный поток»: полвека без ремонта


    Газопровод «Северный поток», по которому российский газ поставляется в западную Европу в обход транзитных государств по дну Балтики, в настоящее время оказался как нельзя кстати в свете событий на Украине.

    Как рассказал в ходе международной конференции SubSeaTECH 2014, проходящей в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете, технический директор Nord Stream AG Сергей Сердюков, в трубопровод заложена прочность, рассчитанная на отсутствие какого-либо планового ремонта в течение 50 лет. Газовая труба способна выдержать и удары якорей и корпусов судов. Правда, в случае повреждения трубы со стороны судов-гигантов дедвейтом 200 тыс. тонн и более, запаса ее прочности может уже не хватить. Также никто не отменял угрозы намеренного ее повреждения в террористических целях. В этих случаях придется делать внеплановый ремонт через отсечение поврежденного участка с помощью поршней, раскрывающихся внутри трубы в нужном месте.

    Дракон смотрит в бездну

    Именно в целях обеспечения ремонта подводных объектов Китай ведет разработку глубоководного обитаемого аппарата, способного опускаться на глубины до 1 км. и маневрировать на глубинах до 200 м. По сути это - подводная лодка, способная принять на борт до 12 человек, а также нести другие дистанционно управляемые подводные аппараты. Как рассказал в ходе Конференции директор Китайского государственного исследовательского центра по кораблестроению Вэн Чжэньпин, в настоящее время создан опытовый образец подводного аппарата, ведутся испытания.

    Отметим, что создание глубоководных аппаратов стало «коньком» китайской индустрии морской техники. Так, в апреле 2014 года в Китае прошли окончательные эксплуатационные испытания беспилотного батискафа, способного опускаться на глубину в 4,5 тыс. м. Ведется разработка аппарата, способного работать на глубине до 6 тыс. м. А в 2012 году аппарат «Цзяолун» уже опускался на глубину в 7 тыс. м в Марианской впадине.

    Шельф - наш, технологии - ваши


    Как известно, Арктика в последнее время стала ареной соперничества различных держав, включая и те, кто не граничит с ней. Основными соперниками здесь, как и раньше, выступают Россия и США.

    Между тем оказалось, что границы континентального шельфа России определяются с применением американских технологий, которые можно даже отнести к технологиям двойного назначения. Так, по словам выступившего на  международной конференции SubSeaTECH 2014 в Санкт-Петербурге генерального директора Государственного научно-исследовательского института навигации и гидрографии (занимается, в том числе, определением границ шельфа) Сергея Алексеева, в России ни одна организация не захотела браться за проект по определению границ подножия континентального шельфа в арктических условиях. Необходимо было промерить тысячи километров, а технологии, позволяющей сделать это в разумный срок и с разумными трудозатратами не было.

    Но такая технология была разработана компанией из США. Она оказалось очень простой - вместо того, чтобы тянуть «косу» с оборудованием позади судна, что чревато ее постоянными обрывами льдами, американцы предложили спустить ее на 100 м под воду, при этом она погружалась в воду непосредственно за килем судна, где льды не скапливались. Власти США запретили предоставлять эту технологию российской стороне, так как при спуске на такую глубину оборудования можно было бы обнаруживать подлодки. Однако решение было найдено - спускать решили на 30 м, что было вполне достаточно для работы.

    Продолжая тему шельфа нельзя не отметить, что по мнению специалистов отрасли, добывающие платформы в будущем все чаще будут подводными и работать в автоматическом режиме. Это снижает нагрузку на них в ледовых условиях и сокращает эксплуатационные расходы. Подробнее об этом читайте в опубликованном ранее на сайте ИАА «ПортНьюс» интервью с заместителем генерального директора Крыловского ГНЦ Олегом Тимофеевым >>>>

    Эксперты отрасли сошлись в том, что без международного сотрудничества и кооперации ни одна отдельно взятая страна не сможет справиться с освоением морских глубин, поскольку для создания соответствующей техники требуется опыт, компетенции и оборудование всех ведущих морских держав.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен