• 25 апреля 2014

    Плох порт, не мечтающий стать хабом?

    Стать портом-хабом - вот заветная мечта для многих портов и связанных с их бизнесом компаний. О соответствующих планах в ходе выставки «Трансроссия» 2014 года заявили порты Гамбург и Клайпеда. Более того, хабы предлагается создавать даже в Севастополе и Петропавловске-Камчатском.

    Балтийские горизонты


    Порт-хаб - это, по сути, логистический центр, в который поступают партии грузов с дальнейшим распределением по местам их назначения на берегу, либо по более мелким портам. Понятно, что статус порта-хаба гарантирует большой объем грузопотока и развитие соответствующих логистических сервисов. Не удивительно, что стать хабом стремятся многие порты.

    Так, генеральный директор Клайпедского морского порта (Литва) Арвидас Вайткуе сообщил в ходе «Трансроссии»-2014, что порт планирует провести дноуглубление до 17 м к 2018 году и стать хабом. По его словам, порт намерен превратиться из фидерного в контейнерный порт-хаб. В 2014 году в порту в дополнение к существующим мощностям в порту должен заработать контейнерный терминал компаний MSC и Maersk, благодаря которому в порту будут приниматься контейнеровозы вместимостью до 6,5 тыс. TEUs. Это, по мнению Арвидаса Вайткуе, также будет способствовать превращению Клайпеды в контейнерный хаб.

    В том же направлении намерен развиваться и порт Гамбург. Так, по словам руководителя проекта «Логистика Янтарного берега» Port of Hamburg Marketing Марины Римпо, это станет возможным благодаря приему контейнеровозов вместимостью до 18 тыс. TEUs.

    Стенд Бронки на Трансроссии-2014 (с) фото ИАА ПортНьюс
    Отметим, что на Балтике проект создания порта-хаба имелся и у России. Его предполагалось разместить в Калининградской области. Однако от данного проекта отказались из-за экономической нецелесообразности.

    Если все же говорить о России, то на Балтике более разумным видится развитие уже существующих контейнерных терминалов в Санкт-Петербурге и Усть-Луге, а также развитие аванпорта Бронка, ориентированного на работу с контейнерными и Ro-Ro грузами, развивая паромное сообщение с той же Калининградской областью или даже создав между Калининградом и Санкт-Петербургом контейнерную линию. К слову сказать, проект в Бронке вызвал большой интерес в ходе выставки «Трансроссия», а паромный оператор Stena Line не исключил возможности организации в Бронку регулярных судозаходов после запуска данного проекта.

    Арктическо-крымская экзотика

    Вместе с тем, на территории России появляются все новые проекты создания портов-хабов, которые можно охарактеризовать как экзотические.

    Так, например, власти Камчатского края предлагают провести реконструкцию порта Петропавловск-Камчатский для превращения его в хаб, который бы обслуживал грузопоток, идущий по Северному морскому пути. Как рассказал в ходе «Трансроссии» советник губернатора Камчатского края Николай Пегин, для этого необходимо провести комплексную реконструкцию и сейсмоусиление 2 тыс. м причалов, расширить территорию порта до 53 га, построить новый морской вокзал. В случае реализации данного проекта, грузооборот порта может возрасти до 8 млн тонн в год и свыше. Среди преимуществ порта Пегин выделил наличие удобной бухты с глубинами до 26 м, а также возможность обеспечивать бункеровку топливом и другими припасами.

    Стенд Stena Line (с) фото ПортНьюс
    Правда для успеха проекта дело остается лишь за малым - а именно за интенсификацией судоходства по Северному морскому пути. С этой целью Пегин предложил создать арктическую контейнерную линию, на которой могли бы работать три контейнеровоза ледового класса Arc7. Стоимость каждого из них представитель края оценил в $120 млн.

    Отметим, что ранее с идеей создания подобной линии выступил независимый эксперт в сфере грузоперевозок Дмитрий Филоненко. Как он говорил ранее в ходе III Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге, такая линия на первом этапе могла бы арендовать флот, обладать собственным контейнерным парком с депо в Пусане (Южная Корея), предоставляя фрахт, агентские услуги и услуги по предоставлению контейнерного парка. Впоследствии предполагается, что линия с рабочим названием Polar Sea Line может стать судовладельцем, заказывая новые суда.

    В свою очередь, упомянутая выше компания компания Stena Line предложила создать порт-хаб в Севастополе (Крым). Правда, в данном случае речь идет скорее о развитии логистического центра.


    «Мы видим логику в развитии транзитного потенциала Севастополя для паромного сообщения по Черному морю и организации там хаба для консолидации и распределении грузов для России и транзитных перевозок. Для этого в Севастополе необходимо создать новый бизнес по складированию, терминальным операциям, хранению подвижного состава, обслуживанию пассажиров, в связи с чем необходима территория минимум в 20 га. Объем инвестиций в данный проект пока подсчитать трудно, но известно, что обустройство паромного терминала в Клайпеде (Литва) обошлось в 2013 году в сумму свыше 20 млн евро», - сказал региональный директор Stena Line в России, Прибалтике и СНГ Айвар Тауриньш.

    Конечно, паромные перевозки для Крыма крайне важны, особенно пока не построена мостовая переправа Керчь-Кавказ. Однако стоит принять во внимание, что Крым пока не признан частью России большинством государств мира - и не исключено, что многие компании просто откажутся работать с ним, особенно в случае ужесточения санкций против России. Впрочем, сам факт того, что развивать хаб в Севастополе предложила европейская компания, не может не вселять надежды на разрешение этой ситуации.

    Примечательно, что идея создания глубоководного порта-хаба в Крыму вынашивалась в свое время украинскими властями полуострова, правда, была заменена идеей строительства зерновых глубоководных терминалов для китайских инвесторов.

    Виталий Чернов.