• 3 октября 2013

    На гребне волны

    Трехпроцентный экономический рост, 11,5 тыс. новых рабочих мест в отрасли, рекордное число перевезенных круизными компаниями пассажиров – более чем 6,1 млн человек и небывалое количество находящихся в строительстве судов:  круизный бизнес Европы - на гребне волны.

    Место лидера в круизном секторе по-прежнему остается за Италией, среди лидеров также Великобритания, Испания, Франция и Германия, показавшая рост спроса на круизные морские и речные перевозки в 2012 году более чем на 7%. В прошлом году в круизы отправилось столько же немцев, сколько проживает в Гамбурге – втором по величине городе Германии – почти 2 млн человек.
    В то же время крупнейший мировой круизный рынок – Северная Америка - по итогам 2012 и предварительным итогам 2013 года показывает тенденцию к снижению объемов пассажирских перевозок.

    Инвестиции


    В настоящее время европейские верфи работают над строительством 20 новых океанских круизных судов и 51 речного круизного судна. Шесть океанских лайнеров находятся в стадии строительства на немецких верфях и будут готовы в 2016 году. По итогам прошлого года инвестиции отрасли в строительство новых судов и модернизацию старых на немецких верфях составили 1,5 млрд евро, что составило 37% от затрат участников отрасли на строительство и модернизацию флота на мировых верфях. Как отметил в своем выступлении на конференции Cruise & River Cruise Conversation глава Silversea Cruises Манфреди Лефебвре Д'Овидио, данный результат не повторила ни одна другая страна.

    Следует отметить, что судоходные компании не скупятся, инвестируя в строительство флота нового поколения.

    Так, на итальянской судостроительной верфи Fincantieri в марте текущего года было заложено судно «Hull 6231» для компании P&O Cruises, (бренд группы Carnival -  ведущий мировой круизный оператор). Судно, способное единовременно перевозить 3611 пассажиров в 1819 каютах, будет укомплектовано мобильным госпиталем, включая отделение интенсивной терапии и медицинскую лабораторию.  Судно планируют ввести в строй в марте 2015 года.

    Еще шесть лайнеров строится в настоящее время на MEYER WERFT, по три для Royal Caribbean и NORWEGIAN Сruise Line, со сроками сдачи до 2016 года. Все шесть лайнеров будут иметь длину не менее 324 м и вместимость не менее 4900 человек. Одно из судов для NORWEGIAN Сruise Line – проекта Breakaway Plus – станет крупнейшим судном этой компании.
    Для Royal Caribbean MEYER WERFT спроектировали суда нового класса – проект назван Sunshine, разработчик сулит данному проекту первое место на рынке круизных лайнеров.

    Совместное предприятие немецкой туристической компании TUI и американской круизной компании Royal Caribbean Cruises – TUI Cruises в ближайшее время получат два судна: Mein Schiff 3 и Mein Schiff 4 с финской судоверфи. Эти два лайнера класса «люкс», рассчитанные на перевозку 2 500 пассажиров каждый, станут крупнейшими из имеющихся ныне экологичных судов. Менеджмент TUI Cruises рассчитывает, что потребление энергии на данных судах будет снижено на 30%. Суда будут снабжены системами очистки выхлопных газов, разработанными компанией Wärtsilä.

    Круизные компании и судостроительные заводы, строящие круизные суда все больше внимания уделяют вопросу безопасности. К примеру, Carnival Cruise Lines инвестирует более $300 млн в улучшение системы безопасности на всех своих 24 лайнерах. В частности, речь идет о модернизации системы пожаротушения.

    «Круизные суда оборудованы передовыми навигационными системами, способными сканировать морское дно с сантиметровой точностью. Это позволяет капитану судна обнаруживать препятствия мгновенно. Таким образом, путешествие на автомобиле или самолете к месту посадки на лайнер будет более опасным, чем круиз», - говорит Стефан Джигер, президент Европейской круизной ассоциации (EUCRAS).

    Ограничения

    Владельцы круизных судов готовятся к переходу на низкосернистое топливо. В то же время они озадачены проблемой недостатка предложения такого топлива на рынке. При этом судовладельцы уже провели тестовые испытании конвекторов и скрубберов, некоторые компании ввели данное оборудование в эксплуатацию. В частности, члены Cruise Lines International Association (CLIA) инвестировали от 8 до 10 млн евро в улучшение технологий на каждом имеющемся судне, заявил Манфреди Лефевр Д'Овидио.
    Компания Hapag-Lloyd Kreuzfahrten ввела в этом году в эксплуатацию судно Europa 2, ставшее первым в мире круизным судном, оснащенным системой каталитических нейтрализаторов для минимизации выбросов в атмосферу. Такая инновация обошлась компании на 20 млн евро дороже, заявил глава департамента строительства новых судов Hapag-Lloyd Kreuzfahrten Хеннинг Брауэр.


    Новые ограничения Международной морской организации (IMO), касающиеся использования низкосернистых топлив, вступят в силу в европейских водах в 2020 году и для остального мира – в 2025 году. В портах ЕС и так называемых Зонах контроля выбросов (Emission Control Areas), включая Северное и Балтийское моря, а также береговые  воды Северной Америки, данные ограничения уже вступили в силу. При этом, в Северном и Балтийском морях уже в 2015 году будет запрещено использование сортов топлива с содержанием серы более 0,1%. В связи с этим некоторые компании приступили к модернизации собственного флота. К примеру, AIDA Cruises планирует оборудовать новые клубные суда двойной топливной системой, позволяющей делать переход от дизельного топлива на сжиженный природный газ (LNG). Снабжать LNG свои суда до момента создания необходимой инфраструктуры в портах компания планирует с помощью гибридной баржи LNG. Баржа будет готова к работе к концу текущего года.

    По материалам выставки Seatrade Europe и конференции Cruise & River Cruise Conversation.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен