• 20 августа 2013

    Композиторы судостроения

    По мнению министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, российское судостроение за последние годы преодолело технологическое отставание, накопившееся за 90-е годы. В качестве примера приводится развивающееся в России композитное судостроение. Однако спрос на отечественную продукцию нуждается в стимулировании, поэтому Минпромторг поддерживает инициативу введения утилизационных грантов.

    Легче и дешевле

    В рамках выполнения Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники» на 2009 - 2016 годы» России удалось преодолеть научно-техническое отставание в этой области. Такое мнение в ходе совещания по вопросам развития судостроения, состоявшемся на днях во ФГУП «Крыловский государственный научный центр», высказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

    Он отметил, что в 2013-2015 годах планируется выполнить научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на общую сумму в 34,7 млрд руб. Всего предполагается выполнить 50 научно-исследовательских и 274 опытно-конструкторских работ. При этом, при успешном выполнении имеющихся планов общий объем судостроительных работ в России к 2020 году в денежном эквиваленте составит порядка 1 трлн руб.

    «Последние три года мы целенаправленно работали над технологической модернизацией отрасли. Большую часть задач по ФЦП мы выполнили. Разработаны 640 новых технологий, из них треть – мирового уровня», - сказал Мантуров.

    При этом он подчеркнул, что это не просто абстрактные наработки, которые не получат практического применения. В качестве подтверждения своим словам министр привел пример с развитием композитного судостроения.



    В настоящее время производство судов из композитных материалов в России осваивает, в частности,  Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ), расположенный под Санкт-Петербургом. Здесь строится пассажирский катамаран из композитных материалов на 150 пассажиров.

    Проект судна разработан в ЦКБ «Нептун». В сравнении с «Метеорами», которые призваны заменить такие катамараны на петербургских водных линиях, судно из композитных материалов будет иметь лучшую мореходность, способность работать в ночное время и большую комфортность для пассажиров при волнении.

    При изготовлении катамарана будет использоваться трехслойный композитный материал из углеткани и пенопласта. При этом углеткань приобретается у российских производителей, а смола импортируется.

    Также одним из главных достоинств катамарана будет являться его низкий вес, что позволит увеличить коммерческую эффективность эксплуатации. Опыт строительства судов по данной технологии имеется в Норвегии.

    В дальнейшем завод планирует продолжить строительство катамаранов данного проекта.

    Отметим, что предприятие планирует завершить вторую очередь модернизации производства к 2017 году за счет средств ФЦП. Как сообщил журналистам технический директор завода Алексей Пищугин, предполагается строительство корпуса заготовительного цеха площадью 7 тыс. кв. м. (общая площадь корпуса заготовительных цехов составит 14 тыс. кв. м) и модернизация пускового устройства.

    В результате, предприятие сможет строить суда длиной до 110 м, шириной 16 м и спусковым весом 2,5 тыс. тонн. В настоящее время завод может строить суда длиной до 85 м, шириной до 14 м и спусковым весом до 850 тонн.

    Кроме того, проекты пассажирских судов из композитного материала разработаны «Крыловским государственным научным центром». Речь идет о пассажирском пароме на 150 человек и аквабусе на 58 человек.

    В настоящее время одним из главных вопросов при строительстве судов из композитных материалов является разработка классификационных правил. Проект правил готовит СНСЗ, который намерен представить их в Российский морской регистр судоходства на согласование и утверждение.



    Надо отметить, что опыт строительства судов из композитных материалов в России уже имелся. Так,  ООО «Пасифико Марин» строило на мощностях ОАО «Восточная верфь» три катамарана из композитных материалов к саммиту АТЭС. Однако из-за конфликта с руководством верфи и властями Приморского края свою деятельность компания была вынуждена свернуть.

    В поиске спроса

    Какими бы ни были успехи российского среднетоннажного судостроения, данная отрасль не сможет развиваться без заказов. Понятно, что многие предприятия, как тот же СНСЗ, имеют финансирование по линии ФЦП и гособоронзаказа, однако для полноценного развития необходим и устойчивый спрос со стороны частного сектора. Для того, чтобы его обеспечить, Союзом «Национальная палата судоходства» была предложена идея введения утилизационных грантов для судовладельцев, желающих обновлять свой флот на отечественных предприятиях. Более подробно об этом мы писали ранее >>>>

    Как, в свою очередь, сообщил журналистам Денис Мантуров в ходе посещения СНСЗ, министерство «целиком и полностью» поддерживает те предложения на этот счет, которые к нему поступили. Он отметил, что необходимо мотивировать спрос на российскую продукцию, а данная мера как раз позволяет стимулировать заказчиков размещать контракты на строительство новых судов на отечественных предприятиях.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен