• 26 июля 2013

    Таможенное ускорение

    Таможенные органы России готовятся к введению обязательного предварительного информирования на морском транспорте. При этом в таможне уверены, что основные причины задержек сегодня лежат вне их компетенции, а в бизнес-сообществе указывают на несоответствие некоторых приказов ФТС новым задачам.

    Призыв к дисциплине


    Обязательное предварительное информирование на морском транспорте России предполагается ввести в 2014-15 годах.  Данной теме была посвящена состоявшаяся на днях видеоконференция таможенных органов с участием представителей бизнес-сообщества. По словам представителя главного управления организации таможенного контроля ФТС России Сергея Амельяновича, который сослался на результаты мониторинга, осуществленного Южным таможенным управлением ФТС РФ, применение предварительного информирования на морском транспорте позволит сократить время оформления судов до 9 раз для судов с грузом и до 20 раз для судов без груза.  Ускорение будет достигаться за счет того, что таможенный орган сможет заранее получить необходимую информацию, что позволит таможенникам отказаться от подъема на борт судна, осуществляя только документальный контроль.

    Он также отметил, что по данным на 1 марта 2013 года, в Черноморском бассейне товарные партии на морских судах оформлялись с использованием предварительного информирования в 95% случаев, а в порту Восточный таким образом уже оформляется 100% контейнеровозов.

    По данным, приведенным Амельяновичем,  среднее время проведения таможенных операций на борту судна по итогам I квартала 2013 года в России составило 96 минут. При этом среднее время проведения таможенных операций без выхода на борт судна  (документальный контроль) составило 35 минут.

    Александр Чебаев
    Как, в свою очередь, отметил начальник Балтийской таможни Александр Чебаев, в I квартале 2013 года средний срок нахождения товаров в Большом порту Санкт-Петербург составил 6,5 дней. В отношении этих товаров сроки совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием составили в среднем 1,1 дня, что составляет 17% от общего среднего времени нахождения в порту. Во II квартале 2013 года показатель среднего времени пребывания товаров в морском порту сократился до 6,1 дня, а срок совершения таможенных операций, связанных с декларированием, составил 1 день, что составляет 16,4% от общего времени нахождения товара в порту. При этом, во II квартале 2013 года, в сравнении с показателем I квартала, остался неизменным срок совершения операций с товарами, предшествующими подаче декларации. Чебаев выразил надежду, что сроки совершения операций другими заинтересованными сторонами будут также регламентированы.

    По словам начальника Балтийской таможни, среди причин долгого нахождения товаров в порту можно выделить и то, что в Большом порту Санкт-Петербург сроки свободного хранения товаров составляют 5, а то и 9 дней. «Поэтому никто и не торопится», - считает Чебаев.

    Также сроки зависят от степени развитости инфраструктуры, подходов, погодных условий, субъективных факторов, связанных с особенностями стратегий развития терминалов порта, где возможна ориентация на перевалку контейнеров со скоропортящимися товарами, на быструю перевалку без временного хранения, отметил начальник Балтийской таможни.

    Существенное влияние на сроки оказывает предоставление бумажных документов при электронном декларировании. Для целей таможенного контроля таможенные органы используют разрешительные документы, выдаваемые 25-ю федеральными органами исполнительной власти, многие из которых не формализованы и отсутствуют в электронном виде.


    Как, в свою очередь, сообщил в ходе видеоконференции заместитель начальника Дальневосточного территориального управления ФТС России Юрий Берштейн, в порту Восточный средний срок нахождения контейнеров составляет 10 дней. Благодаря предварительному информированию он сократился с 14 дней. Особенность порта Восточный состоит в том, что до 80% контейнерных грузов здесь являются транзитными.

    «Судовладельцу и перевозчику придется консолидировать информацию для предварительного предоставления ее в таможенный орган, - подытожил Сергей Амельянович. – Я думаю, что все участники процесса, включая таможенные органы, не должны порознь решать эту задачу. Факт: таможенные органы на сегодняшний день занимают в общем сроке нахождения товаров в морских портах не такое большое время. Поэтому участники процесса должны дисциплинироваться, выстраивать логистические схемы, взаимоотношения между собой».

    Между тем, как рассказали ИАА «ПортНьюс» в Гильдии профессиональных участников ВЭД, ускорению таможенных процедур препятствует ряд пока неразрешенных вопросов, касающихся, в том числе, таможенного ведомства. Один из основных – это действующее требование простановки «живой» печати таможенника на коносаменте. Из-за этого требования даже при электронном декларировании приходится задействовать курьера, что может занять до 8 часов.


    Отметим, что министерство транспорта уже давно «бьется» над проблемой необходимости ускорения сроков оформления товаров в морских портах с целью повышения их конкурентоспособности перед иностранными, однако этот вопрос, как ранее отметил заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, необходимо решать на правительственном уровне. По мнению Олерского, одной из главных мер для ускорения оформления грузов в морских портах должна стать унификация электронно-цифровой подписи (ЭЦП), которая позволяет подавать документы в ГКО в электронном виде. «ЭЦП, хотя и кажется мелочью, на самом деле позволяет сэкономить почти половину времени, которое тратится на оформление груза», - уверен Виктор Олерский.


    По мнению, высказанному в ходе февральского совещания в Санкт-Петербурге заместителем руководителя Федеральной таможенной службы России (ФТС) Русланом Давыдовым, единый аккредитационный центр ЭЦП должно создать Минкомсвязи. По крайней мере, все ГКО должны иметь возможность использования ЭЦП друг друга, что избавит участников рынка от необходимости оформлять ЭЦП в каждом ведомстве отдельно, - отметил Руслан Давыдов.

    Говоря об информационных технологиях, то информационной платформой, призванной объединить всех участников процесса, должна стать система «Морской порт». Как рассказал Сергей Амельянович, научно-исследовательскую работу (НИС) по разработке единой электронной платформы взаимодействия ФТС РФ и участников ВЭД планируется завершить в июне 2014 года. По его словам, в настоящее время завершаются конкурсные процедуры на исполнение данного заказа. В рамках НИС, в частности, предполагается разработать макет единого портала для взаимодействия всех участников процесса таможенного оформления.

    Виталий Чернов.