• 5 марта 2013

    Евгений Кормышов: «Хочу предупредить коллег о недобросовестных заказчиках»


    Проблема неплатежей со стороны заказчиков становится все более значимой для российских речных пароходств, получающих доходы лишь в короткий навигационный период. О своем опыте борьбы с недобросовестными клиентами ИАА «ПортНьюс» рассказал гендиректор ООО «Межрегионфлот» (управляющая организация ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство») Евгений Кормышов.

    - Евгений Иванович, расскажите, пожалуйста, об итогах прошлой навигации. Повлияла ли маловодность на работу пароходства в 2012 году?

    - В навигационный период 2012 года флотом ОАО «Обь-Иртышское  речное пароходство» перевезено 1 173,3 тыс.тонн грузов. Этот показатель почти на 60% выше аналогичного за 2011 год. Рост грузоперевозок наблюдался по строительным насыпным грузам: перевозки щебня увеличились на 80%, песка – в 5,6 раза. Вместе с тем значительно снизились перевозки металлов и железобетонных изделий.

    Однако рост объемов грузоперевозок оказался несопоставим с динамикой роста доходов. По итогам 2012 года доходы пароходства выросли лишь 13,7% к уровню 2011 года и составили 1,3 млрд руб. с учетом НДС.

    Несмотря на маловодность прошлогоднего навигационного периода, нами были  исполнены практически все обязательства перед грузоотправителями по доставке грузов. Но достигалось это, прежде всего, за счет снижения эффективности перевозок из-за неполной загрузки судов и дополнительных перевалок грузов.

    - Каковы планы пароходства на навигацию 2013 года?

    - В навигацию 2013 года пароходство планирует перевезти груза не меньше, чем в 2012 году, с возможным увеличением на 6-10%.

    - Сколько судов сегодня в составе флота, какой их средний возраст?

    - В настоящий момент в составе флота Обь-Иртышского речного пароходства работает 149 единиц самоходного флота, средний возраст которых составляет 27 лет. Это в основном буксирный флот мощностью от 300 до 2400 л/с. Средний возраст несамоходного флота, в количестве 315 единиц, составляет 29 лет.

    - В СМИ проходила информация о значительных неплатежах со стороны контрагентов пароходства. Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте в решении споров с недобросовестными заказчиками.


    - В работе предприятий, осуществляющих перевозки речным транспортом и так много сложностей: сезонность работы,  ограниченность грузовой базы, рост стоимости топлива, постоянное ужесточение требований со стороны контролирующих органов и десятки других обстоятельств, которые не позволяют отнести речной транспорт к высокорентабельному бизнесу. Отдельной проблемой являются высокие риски, связанные с оплатой услуг перевозок. В связи с ограниченностью грузовой базы, договоры перевозок заключаются практически со всеми предприятиями, представляющими груз к перевозкам. К сожалению, не все такие грузовладельцы оказываются добросовестными плательщиками.

    Отдельной темой являются организации, известные в отрасли,  обладающие финансовыми ресурсами, но избравшими путь не платить за полученные услуги. Недобросовестные клиенты избирают разную тактику поведения. Такие, как ООО «Югорская цементная компания», зарегистрированная в г.Ханты-Мансийск (генеральный директор  - Канев А.Б.) набирают долги, потом судятся, проигрывают суды, когда приходят судебные приставы они находят пустые банковские счета, а из собственности – стол и компьютер. После ликвидации такого предприятия учредители создают новое. И схема начинается заново.

    Гораздо более изощренный путь избрало руководство ООО «Темкрюкмортранс». В 2010 году, будучи генеральным экспедитором «Газпрома» по доставке грузов монополии водным транспортом, общество заключило с ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» договор перевозки грузов для строящейся компрессорной станции и трубопровода в п. Бованенково (п-в Ямал).

    Добросовестно выполнив в навигацию 2010 года перевозку, ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» до настоящего времени не может получить оплату. В судебных инстанциях генеральный директор ООО «Темрюкмортранс» г-н Снегирев, не имея возможности противопоставить что-либо внятное аргументам пароходства (мы представили суду оформленные обеими сторонами грузовые и бухгалтерские документы на груз, доставленный к уже работающим перекачивающим станциям на Ямале), занял просто «иезуитскую» позицию. Он заявил о том, что, будучи в 2010 году заместителем генерального директора, не имел полномочий на подписание договора. Поэтому договор следует считать недействительным. Недействительными по той же причине он предложил считать все гарантийные письма и акты приема выполненных работ, подписанные им уже в должности генерального директора.
    Но и на этом ответчик не остановился. Уже на следующем этапе судебного разбирательства представитель ООО «Темрюкмортранс» занял позицию, будто бы перевозка грузов пароходством, якобы, вообще не осуществлялась!

    Можно задастся вопросом, на что рассчитывает г-н Снегирев, ведь в деле - более тысячи страниц доказательств оказанной услуги? Тем не менее, на фоне неспешности и непонятных нам решений судебных органов, ООО «Темрюкмортранс» третий год беспроцентно пользуется средствами ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство».

    И это, по нашему мнению, не случайное недоразумение в деятельности ООО «Темрюкмортранс». Мы изучили сайт Высшего арбитражного суда. Там обнаружилось несколько дел с участием этого общества. В соответствии с опубликованной информацией по данным делам, компания, которую представлял Снегирев, обосновывая недостаточностью полномочий при заключении договоров, отказывалась возвращать многомиллионные займы или оплачивать услуги. Это судебные дела с участием ООО «Стройгазмонтаж» - отказ возврата займа на сумму 150 млн руб.; ООО «Югхим» - отказ возврата займа 15 млн руб. и др.

    Я хочу предупредить коллег о возможных последствиях взаимоотношений с этой компанией и предложить судоходному сообществу осуществлять размещение информации о недобросовестных компаниях, которые наносят вред не только отдельным перевозчикам, но и всей отрасли.

    - Сейчас, на исходе зимы уже можно подвести итоги межнавигационного ремонта? В каком объеме и на каких предприятиях он выполняется?

    - Ремонт флота традиционно осуществляется на наших дочерних предприятиях: ООО «Судоремонт Сумкино» и ООО «Судоремонт Тюмень». Обычно мы проводим глубокий ремонт судов, включающий в себя частичную или полную замену  обшивки корпуса и набора, замену главных и вспомогательных двигателей, а также других механизмов.
    Итоги этой зимы в Сибири еще подводить рано. Поэтому приведу цифры предыдущего межнавигационного периода. С ноября 2011 года по май 2012 года нашими предприятиями был проведен ремонт 46 теплоходов и 104 единиц несамоходного флота. Объем ремонтных работ составил 185 млн руб.

    - Как Вы решаете кадровый вопрос? Есть ли соглашения с отраслевыми вузами о практике для студентов, приходят ли к вам выпускники?

    - ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» одним из приоритетов своей работы ставит задачу тщательной подготовки специалистов плавсостава в соответствии с принятыми нормами.

    Обществом ведется активная работа в направлении заключения соглашений о практике для курсантов с отраслевыми учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования не только нашего региона. С высшими и средними специальными учебными заведениями Омска, Новосибирска, Архангельска, Санкт-Петербурга также заключены договоры на подготовку специалистов класса «река-море».

    В четвертом квартале 2012 года заключены договоры о социальном партнерстве с рядом учебных заведений: Тюменский колледж водного транспорта, Тобольский рыбопромышленный техникум, Арктический морской институт имени В.И.Воронина в городе Архангельске (Архангельский филиал Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова), Новосибирская государственная академия водного транспорта, Уфимский филиал Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта».

    Для получения необходимых навыков работы на флоте и освоения береговых специальностей в ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» приглашаются выпускники и практиканты учебных заведений со всей страны. На судах пароходства в самых лучших экипажах курсанты проходят практику.

    Так, с целью прохождения производственной практики в 2012 году в ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» были трудоустроены 39 курсантов ГАОУ СПО «Тюменский колледж водного транспорта», в навигацию 2013 года планируется принять на производственную практику порядка 40 курсантов. Кроме того, в ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» в навигацию 2012 года были трудоустроены более 50 курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина. В навигацию 2013 года также планируется продолжать тесное сотрудничество с этим учебным заведением.

    Нас радует, что многие выпускники выражают желание продолжать свою трудовую деятельность в ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» после прохождения производственной практики.

    Справка:

    ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» осуществляет перевозки грузов и поставку строительных материалов для предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), юга Тюменской области, Крайнего Севера, а также Каспийского бассейна.

    Ссылки по теме:

    Обь-Иртышское РП намерено взыскать 40 млн руб. с компании-правопреемника ООО «Югорская цементная компания» >>>>

    Обь-Иртышское РП добивается через суд 80 млн руб. с ООО «Темрюкмортранс» (генэкспедитор «Газпрома») >>>>


    Беседовала Надежда Малышева.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен