• 30 октября 2012

    Генеральный директор «Архречпорта» Андрей Разговоров: «Мы намерены развивать речные перевозки на Северной Двине»


    Новый менеджмент ОАО «Архангельский речной порт» за год работы предотвратил банкротство предприятия, увеличил объемы пассажирских и грузовых перевозок, строит пригородные причалы и планирует начать строительство нового вокзала в Архангельске. Об этом в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор порта Андрей Разговоров.

    - Андрей Владимирович, за счет каких мер удалось в столь короткий срок изменить ситуацию в речном порту, трансформировать его из предбанкротного в развивающееся предприятие?

    - Мы приступили к управлению ОАО «Архангельский речной порт» в декабре 2011 года. Предприятие имело более 60 млн руб. долгов перед кредиторами, поставщиками, также по налогам задолженность составляла более 25 млн руб. Не было денег даже на зарплату сотрудникам. Ситуация усугубилась тем, что все контрагенты после смены управленцев сразу обратились к судебным приставам, желая срочно взыскать миллионы рублей по исполнительным листам. Для выплаты зарплат и части долгов нам  пришлось привлекать средства других организаций. Одновременно мы стали договариваться с контрагентами и кредиторами, подписывать графики погашения задолженности.

    Параллельно  началась реорганизация на самом предприятии. Пришлось оптимизировать управленческий коллектив: предприятием управляло более 70 человек – менеджеры составляли примерно пятую часть от всего штата сотрудников. Мы ликвидировали некоторые службы, набрали новый юридический отдел. К примеру, прежние юристы за год подали только три иска к дебиторам, удивительная цифра для такого предприятия.

    Конечно, пришлось налаживать отношения с коллективом: плавсоставом, грузовым районом. Внедрили систему электронного документооборота между грузовым районом и менеджерами Архангельского речного порта. Теперь вся информация о принятых  и переваленных грузах поступает в режиме он-лайн на компьютеры сотрудников из контролирующих отделов. Мы исключили возможность недовеса или перевеса грузов.  К тому же, благодаря нашим программистам, мы можем в любой момент с помощью компьютера или мобильного телефона узнать, где находится та или иная единица нашего флота, чем занята команда.

    -  В каком состоянии находился флот?

    - Разумеется, мы понимали: навигация ждать не будет, пока мы решим все экономические и кадровые вопросы. Поэтому с первых дней занялись флотом Архангельского речного порта. Зима выдалась напряженная. Флот был в удручающем состоянии: выработавшие ресурс двигатели, не ремонтировавшиеся десятилетиями корпуса судов, внутренняя отделка.  Мы понимали, в таком виде флот даже предстоящую навигацию отработать не сможет, не говоря о будущих годах. Стали поднимать суда в док, менять двигатели, ремонтировать корпус, менять отделку и обстановку пассажирских салонов. Ранее заявки на новые запчасти ходили по отделам предприятия месяцами. Мы полностью сократили отдел материально-технического снабжения. Вместо четырех человек пришел один, всем капитанам был дан номер его мобильного телефона. Капитаны делали заказ необходимой запчасти, и заявка немедленно реализовывалась, минуя бесчисленные согласования. В результате, перед началом навигации наши суда прошли все необходимые проверки и испытания.

    - Как вы оцениваете предварительные итоги навигации 2012?


    - В навигацию мы вышли с волнением, со стороны правительства Архангельской области, надзорных органов на нас было обращено пристальное внимание. Однако мы справились. В 2011 году пассажиропоток составлял 650 тыс. человек, по итогам 2012 – рассчитываем выйти на 1 млн человек. Вывели из консервации дополнительный, девятый пассажирский теплоход.

    Грузоперевозки в 2011 году составили 424 тыс. тонн, в 2012 году прогнозируем не менее 700 тыс. тонн. В структуре перевозимых грузов превалируют уголь, камень, щебень.

    Работу речного порта во многом определяет состояние экономики города и региона в целом. Там где ведется интенсивное строительство дорог, объектов, работают предприятия, соответственно есть и высокий спрос на услуги речников. К сожалению, сегодня сказывается спад в традиционной для Архангельска лесной отрасли. Поэтому мы ищем дополнительные сферы для пополнения доходной части бюджета. В навигацию 2012 Архангельский речной порт впервые начал заниматься дноуглубительными работами. Мы уже оказали услуги по дноуглублению нескольким предприятиям в Архангельске и Северодвинске, сейчас планируем работы в порту Бакарица. Также впервые Архангельский речной порт стал заниматься перевозкой и перевалкой металлолома.

    Наши работники сравнивают эту навигацию с навигациями советского времени, когда двумя вахтами на судне было не обойтись, коллектив работал в три смены. Весь флот, весь штат предприятия за восемь месяцев ни дня не простаивал.

    Выручка предприятия по сравнению с прошлым годом выросла на 70 млн руб. За текущий год нам удалось расплатиться практически со всеми долгами, оставленными прежним руководством речпорта. Рассчитываем, что в течение последующих двух лет ОАО «Архангельский речной порт» начнет приносить прибыль.

    - Предполагается ли обновление, модернизация, заказ новых судов?

    - Конечно, в первую очередь планируем замену двум нашим «ветеранам» - пассажирским «Балхаш» и «Коммунар», которым уже более 60 лет. Что касается приобретения скоростных судов на подводных крыльях, типа «Метеор», то мы не видим в этом целесообразности. Наши классические водные трамвайчики класса «Москва» проекта 80-х годов, оптимально подходят для местных условий. Кстати, среди командного состава на этих судах у нас сменными капитанами работают две девушки с перспективой введения в должность капитана судна.

    - Оцените, пожалуйста, введение портового контроля на ВВП России - не мешает ли это в работе речпорта?

    - У нас были проверены все пассажирские, нефтеналивные суда и выборочно грузовые. Серьезных нарушений выявлено не было, а небольшие замечания устранялись в рабочем порядке, не влияя на оперативную деятельность.  Для обеспечения безопасности судоходства соответствующие меры видимо необходимы.

    - Как решается вопрос с обновлением и строительством пригородных причалов?

    - Начнем с самых проблемных мест для подхода судов и высадки пассажиров. Весной 2013 года на восьми островах Приморского района появятся безопасные плавучие пассажирские причалы. На Лайском судостроительно-судоремонтном заводе закончено строительство двух плавпричалов, еще восемь по заказу ОАО «Архангельский речной порт» будут построены предстоящей зимой. Объем финансирования на эти цели составил 45 миллионов рублей. Всего в дельте Северной Двины, включая Архангельск и пригороды,  новыми плавучими причалами оборудуем 27 остановок речного транспорта. Дополнительно будет привлечено 76,5 млн руб. С правительством Архангельской области достигнута договоренность о возмещения затрат на строительство причалов в течение нескольких лет.
     
    - Впервые за многие годы в Архангельске будет построен новый вокзал, когда планируете ввести объект в эксплуатацию?


    - Правительство Архангельской области поддержало нашу инициативу и выделило земельный участок под строительство, который на данный момент проходит все необходимые согласования. За два-три месяца будет разработан проект здания. Площадь вокзала составит не менее 500 кв. м, там обязательно будет комфортный зал ожидания для пассажиров, кассы, туалеты. Финансирование проекта осуществляется за счет средств предприятия и привлеченного инвестора. Стоимость будет определена после подготовки проектной документации. В 2013 году мы планируем начать строительство речного вокзала и открыть его к началу навигации 2014 года.

    Беседовал Альберт Свентицки.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен