• 8 июня 2012

    «Совкомфлот» в хорошие руки

    Правительство России одобрило дополнения к Программе приватизации государственных пакетов акций. В частности, планируется продать 100% акций ОАО «Совкомфлот», начав с пакета в 25% минус акция. Тем не менее, рыночная конъюнктура для продажи компании в настоящее время не выглядит благоприятной.

    Одобряй, но проверяй

    Одобренный накануне на заседании правительства России проект распоряжения «О внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы» предусматривает корректировку планов по приватизации акций крупнейших акционерных обществ с указанием перспективных планов продажи государственных пакетов до 2016 года.

    Эти планы, в свою очередь, предусматривают полный выход государства из состава акционеров ОАО «Совкомфлот».

    Как отметил в ходе заседания правительства министр экономики России Андрей Белоусов, включение в программу приватизации не означает, что станет невозможно учесть конъюнктуру или какие-либо особенности данных компаний.

    «Речь идёт не о том, что мы сейчас запускаем процесс и перестаём его контролировать, как раз наоборот… После принятия предлагаемой программы приватизации Минэкономразвития осуществит отбор инвестиционных консультантов для подготовки предложений по оптимальным срокам, этапности и способам продажи отчуждаемых акций, а также возможным критериям потенциальных покупателей», - прокомментировал Белоусов.

    Осторожность правительства в деле приватизации можно понять – ситуация в мировой экономике крайне нестабильна, а на танкерном рынке - крайне напряженная, о чем мы более подробно писали ранее >>>>

    Кроме того, введение новых экологических требований к содержанию серы в судовом топливе (не более 0,1% с 2015 года в зонах ECA), а также необходимость оборудования судов системами обработки балластных вод (в связи с ожидаемой ратификацией соответствующей Конвенции и уже состоявшемуся введению таких требований со стороны США) приведут к тому, что судовладельцы будут вынуждены устанавливать на суда соответствующее дорогостоящее оборудование. Так, по мнению директора департамента технической эксплуатации флота «Новошип» (входит в группу СКФ) Николая Зиненко, расходы на данное оборудование будут «колоссальными» - срок окупаемости скруббера, по мнению специалиста, достигает 7-10 лет, а инфраструктура для работы на альтернативном виде топлива – сжиженном природном газе, еще не развита.

    По словам генерального директора ОАО «Совкомфлот» Сергея Франка, которые цитирует пресс-служба компании, «несмотря на определённое оживление на мировых фрахтовых рынках в начале 2012 года, танкерные судовладельцы по-прежнему переживают сложный период и о восстановлении отрасли после длительного спада пока говорить преждевременно». Так, в I квартале 2012 года сохранялся низкий уровень ставок и дисбаланс спроса и предложения на суда, танкерный индекс Clarksea снизился более чем на 20%.

    Шельфовый путь

    Между тем, Андрей Белоусов на последнем заседании правительства озвучил цифру, которую правительство рассчитывает выручить от продажи пакета 25% минус 1 акция «Совкомфлота» - 25-27 млрд руб. По словам министра, продажа пакета может состояться «в ближайшее время».

    Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, названную Белоусовым стоимость пакета стоит воспринимать как некую границу, ниже которой власти не готовы продавать компанию. «То есть стартовая цена пакета будет, скорее всего, очень близка к названным цифрам и власти рассчитывают, что она вырастет в результате торгов. Вместе с тем, названные цифры - это и своеобразный сигнал претендентам, к чему им стоит готовиться и сколько денег «иметь при себе»», - полагает эксперт.

    Что касается перспективы полного выхода государства из состава акционеров судоходной компании до 2016 года, то к 2017 году, как следует из материалов «Совкомфлота», 40% выручки группы будет приходиться на средства, полученные от участия в шельфовых проектах, против 20% в 2011 году. Суда группы «Совкомфлот» ведут работу на проектах «Сахалин-1», «Сахалин-2», в планах компании - обслуживание перспективных нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе России – «Приразломное», «Штокман» и «Ямал СПГ». В связи с этим на рыночную стоимость акций компании в будущем, по нашему мнению, может оказать существенное влияние именно ход реализации данных проектов.


    В настоящее время  (по итогам I квартала 2012 года) доходы от деятельности танкеров, перевозящих сырую нефть, составили 41% общей выручки в тайм-чартерном эквиваленте. На конец отчётного периода в судостроительной программе группы компаний - 6 нефтяных танкеров, в том числе 2 танкера VLCC (Very large Crude Carriers) дедвейтом 320 тыс. тонн каждый.

    Сегмент танкеров-продуктовозов принёс в I квартале 2012 года 26% общей выручки. За отчётный период флот пополнился пятью танкерами LR1 – SCF Progress, SCF Plymouth, SCF Pacifica, SCF Pearl и SCF Prudencia, построенными в 2011 году. Суда работают в рамках совместного предприятия СКФ и Glencore International AG, доля участия СКФ в котором составляет 51%.

    Газовый флот принёс около 9% доходов компании в первом квартале 2012 года. За отчётный период группа подписала соглашение о долгосрочном отфрахтовании двух судов-газовозов сжиженного природного газа (СПГ) грузовместимостью 20,6 тыс. куб м (ледовый класс 1B) для регулярных круглогодичных перевозок сжиженных нефтяных газов (СНГ) нефтехимического холдинга «СИБУР». В судостроительной программе СКФ – 6 газовозов, компания является ведущим мировым оператором флота газовозов ледового класса.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен