• 27 октября 2004

    Бункерный рынок не хочет быть «серым»

     

     

    На бункерном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области идет борьба между крупными и мелкими игроками. Весомым аргументом за стабильность бункерного рынка может стать государственное регулирование. Однако именно этого аргумента не хватает противоборствующим сторонам.

     

     

    Борьба за имидж

    Большие компании, занимающиеся в качестве основного вида своей деятельности бункеровкой, стремятся к укрупнению рынка. Такие игроки бункерного рынка как «ЭКО Феникс Холдинг», «Контур СПб», «Балтийская Бункерная компания» осуществили крупные инвестиции для входа на этот рынок. В результате, названные компании имеют собственные производственные мощности (причалы, флот, топливные склады), обеспечивают выполнение плана ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), имеют договора на обслуживание портов Финского залива в случае нефтеразливов, то есть прикладывают массу усилий для создания положительного имиджа в бункерной среде. Такой имидж стоит больших денег, но, в то же время, он накладывает большой груз социальной ответственности - компании пристально следят за соблюдением экологического законодательства.

     

    Несомненно, существование на бункерном рынке мелких игроков, зачастую компаний-однодневок, создает для крупных бункеровщиков нездоровую конкуренцию. Именно эти компании, по мнению основных игроков рынка, создают стереотипное негативное мнение о работе всего рынка. Небольшие фирмы работают в основном на арендованных причалах. Места перевалки нефтепродуктов в таких случаях не оборудованы, а зачастую и вовсе не предназначены для проведения погрузо-разгрузочных работ. Однако на таких причалах продолжают переваливать нефтепродукты, ставя под угрозу экологию города.

     

     

    «Байкал» в мазуте

    Характерный пример работы небольших компаний-бункеровщиков можно отметить на причалах ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Именно здесь в мае этого года произошел разлив нефтепродуктов по вине компании «Экор», владеющей судном «Байкал». Как сообщили ИА «ПортНьюс» в ГУ «Балтийская специализированная морская инспекция», разлив нефтепродуктов произошел во время бункеровки судна у причала N3 «Северной верфи». На палубу судна вылилось около 2 тонн мазута, четверть из которых попало за борт. Инспектор Балтспецморинспекции Александр Зорохов пояснил, что разлив произошел из-за технической ошибки принимающего судна: переключение топливных танков было произведено не вовремя по недосмотру одного из членов экипажа «Байкала». Оперативная работа двух нефтемусоросборщиков ГУП «ПиЛАРН» не позволила мазутному пятну распространиться за пределы завода. В результате операции специальными судами было собрано 1,5 тонны нефтесодержащей смеси. Около 100 кг мазута собрать не удалось. С палубы судна мазут был собран силами экипажа. Этот эпизод подтолкнул Департамент Государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР РФ по Северо-Западному Федеральному округу провести проверку причалов и выписать компании, эксплуатирующей причал - ОАО «Коммерческий центр транспорт и лес» (КЦТЛ) - предписание о приведение причалов в соответствии с планом ЛАРН.

     

     

    Минприроды запретило бункеровку

    Предписание Департамента МПР в июле наложило временный запрет на погрузочно-разгрузочные работы на другом причале ранее принадлежавшем «Северной верфи», а теперь находящемся в собственности КЦТЛ и сдаваемом в аренду причале N7. По словам генерального директора КЦТЛ Александра Амбросимова, к 1 сентября все требования плана ЛАРН компанией-арендатором причала были выполнены. С этого момента проведение погрузочно-разгрузочных работ на причале N7 завода «Северная верфь» стало легитимным.

     

    Как сообщил в интервью агентству директор стивидорного подразделения КЦТЛ Владимир Цимбал, запрет, по сути, был вынесен компании «Альф-Марин», которая является арендатором причала N7. Именно эта компания должна нести ответственность за выполнение предписаний. «Мы, как владельцы причала, контролируем выполнение этих предписаний. Когда нас поставили перед фактом - временно бункеровка на седьмом причале запрещена», - добавил Цимбал. Он так же отметил, что данное предписание Департамента МПР выполнить на практике оказалось не сложно, но вот засвидетельствовать факт устранения недостатков в Департаменте не удалось.

     

    Департамента МПР больше нет

    В ходе административной реформы 22 сентября Северо-Западный Департамент МПР реорганизован. Новое ведомство - «Росприроднадзор», на которое возложены все контрольные функции, на сегодняшний день не успело сформировать преемника бывшему отделу государственного водного контроля. На обращение КЦТЛ и «Альф-Марин» в начале сентября в Департаменте не реагировали, ссылаясь на предстоящую реорганизацию.

     

    Спецморинспекция не против

    В то же время, по словам бункеровщиков, единственной структурой, которая сегодня регламентирует работу бункерных причалов, является ГУ «Балтийская специализированная морская инспекция». Ее представители не удивлены, что предписания частным компаниям выдают природоохранные структуры. «У нас много контролирующих органов, которые любят выдавать предписания, - говорит Зорохов. "Этот документ, относительно причалов «Северной верфи» частные компании могли оспорить через суд, они имели все шансы, поскольку предписание было «притянуто за уши».

     

    Со стороны Балтийской Спецморинспекции в настоящее время претензий к работе причала N7 нет. Последняя проверка, проведенная инспекцией совместно с экологами и представителями МЧС 21 сентября, подтвердила выполнение компанией «Альф-Марин» всех требований плана ЛАРН для погрузо-разгрузочных операций с нефтепродуктами. С октября этот причал включен с Реестр причалов, на которых проводится бункеровка. Такой документ Балтспецморинспекция ежемесячно направляет Капитану Морского порта Санкт-Петербург.

     

    Генеральный директор «Альф-Марин» сообщил «ПортНьюс», что за последние полгода объем инвестиций бункерной компании в оборудование причала N7 превысил 1,5 млн. рублей. В частности, по проекту ЦНИИ Инречпроекттранс была проведена модернизация перекачивающей установки, вокруг нее было установлено дополнительное заграждение, а так же емкость для сбора нефтепродуктов, на случай разливов при перевалке с мазутовоза.

     

     

    Государство не контролирует ситуацию

    В этой истории «хромает» одно звено - государственное регулирование. Для наведения порядка на рынке бункерных услуг необходимо, в первую очередь, упорядочить работу всех контрольных государственных органов в акватории петербургского порта. Когда разные ведомства проводят несогласованные проверки деятельности частных компаний, причем в выданные предписания не контролируются чиновниками, бизнес считает возможным работать по собственным правилам.

    Потребность в создании единого реестра причалов для погрузочно-разгрузочных работ в акватории порта Санкт-Петербург с едиными требованиями несомненна. Такая мера позволит обезопасить рынок от многих аварий с нефтеразливами, произошедших по вине компаний-однодневок и небольших фирм. Укрупнение рынка, а так же упорядочение проверок со стороны госструктур, позволит бункерному рынку избавиться от стереотипа «серого» бизнеса.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен