• 25 января 2006

    Танкерный флот на пенсию не отправят


    Средний возраст речных нефтеналивных судов на сегодняшний день приближается к 30 годам. И хотя срок их эксплуатации при постройке был рассчитан на 39 лет и списание от «старости» еще не наступило, уже сейчас техническое состояние флота оставляет желать лучшего. В немалой степени это связано с тем, что судоходные компании инвестируют мало средств в поддержание танкеров. Контроль за техническим обслуживанием судов, входящий в обязанности судовладельцев, по словам директора Северо-Западного филиала Российского Речного Регистра (РР) Николая Фомина, больше не вызывает доверия.

     

    Что имеем — не храним
    В период с мая по сентябрь 2005 года в порту Шлиссельбург инженерами - инспекторами были освидетельствованы 934 судна. По 47-ми из них выставлены предписания. Самыми распространенными нарушениями по результатам проверок стало отсутствие акта лабораторного анализа рулевого механизма (РМ), истечение срока анализа масла рулевого механизма, неисправность радиолокационной системы (РЛС) и главного контактора (ГК). У некоторых судов нарушения не были устранены к моменту повторной проверки. В частности, на неисправности РЛС «Печора» дважды «попались» танкер ОТ-2126 (судовладелец - ОАО «Адмирал Навитранс») и танкер «Капитан Железцов» (ОАО «Волготанкер»). РЛС «Фуруно» дважды — в мае и в июне — оказалась неисправной у судна ВН—223 (ОАО «Волготанкер»). РЛС «Наяда» так же две проверки подряд оставалась неисправной у танкера НРВ-39м (ОАО «Волготанкер»). Таким образом, лидирующие позиции в списке нарушений занимают суда «Волготанкера» и компании «Адмирал Навитранс». Чуть меньше нарушений зафиксировано у судов «Вижн флота», «Волжского пароходства», «ВФ-танкер» и компании «СТЭК».

    К предстоящей навигации только суда «Волгонефти» (их в реестре танкерного флота около 150-ти единиц) имеют двойное дно и двойные борта. У «Нефтерудовозов» (около 20 единиц) имеется только двойное дно, а у судов типа «Ленонефть» (30 единиц) - только двойной корпус. Однако, по словам Фомина исходя из динамики аварийности, нельзя однозначно сказать, что загрязнения происходят только от однокорпусных судов. Вывести из эксплуатации все суда, построенные до 2002 года, сейчас тоже невозможно.

     

    Вторая сторона медали
    По статистике РР в 2005 году зарегистрировано 9 происшествий, 90% из них не были связаны с техническим состоянием судов. Однако прошедший год не стал «пиковым» с точки зрения аварийности на Неве. Как отметил Фомин, «максимальное количество ЧП на реке произошло в 2000 году». Аварии происходят, уверены в Регистре, из-за элементарной безграмотности плавсостава, ошибок судоводителей, которые ведут к навалам танкеров и сухогрузов на мосты. Танкеры «Волгонефть-205» и «Волгонефть-218», направляясь в порт Санкт-Петербург, 17 мая прошедшего года врезались в опоры Троицкого моста. К счастью, крупного разлива в этих случаях не произошло. Танкер «Иркутск ГЭС» 30 июля столкнулся с пролетом Троицкого моста. В воду вылилось около 200 кг. нефтепродуктов. Экспертная комиссия по «Иркутску» отрабатывала 2 основные версии транспортного происшествия: техническая неисправность (отказ электрического рулевого привода в результате размыкания электрической цепи из-за поломки контактора КМ-2) и судовладельческая ошибка (ошибка в маневрировании и выборе траектории движения судна для прохода в пролет Троицкого моста). По заключению комиссии аварийная ситуация возникла из-за судоводительской ошибки. Сейчас «Иркутск ГЭС» отремонтирован на Невском заводе и танкеру дано разрешение на транзитный переход по реке Нева.
    Анализируя прошедшую навигацию Николай Фомин утверждает: если требования к трудовой дисциплине не изменятся, ситуация может ухудшиться. «Однако, что можно требовать, - сказал Фомин в беседе с ИА «ПортНьюс», - если экипаж меняется по 2 раза за навигацию, а грамотные специалисты уходят работать под иностранные флаги».

     

    Что Регистр нам готовит
    Северо-Западный филиал Российского Регистра предлагает новые подходы по контролю за техническим состоянием флота. Об этом шла речь в конце 2005 года на совещании с участием экспертов и представителей судоходных компаний. В частности, были выработаны взаимоприемлемые пути для обеспечения технической безопасности плавания судов, в том числе по акватории реки Нева. Намечены 4 целевые комплексные программы и 13 подпрограмм.
    Обязанности впавших в опалу судовладельцев — контроль за техническим обслуживанием флота - было поручено выполнить экспертам. Чтобы снизить тот самый «человеческий фактор», судовладелец теперь должен будет получить признание РР на проведение испытаний и ремонтных работ, которые прежде велись силами судовых команд безо всякого контроля.
    Для контроля технического состояния судов предложено восстановить упраздненную ранее эксплуатационную техническую документацию, а также уделить особое внимание графикам технических уходов и профилактик механизмов. Освидетельствование рулевого устройства, механизмов электрического оборудования проводить в строгом соответствии с Правилами РР в ходовом режиме. Также должны проверяться сертификаты на все запасные части, заменяемое оборудование, на топливо, масло и другие расходные материалы. «Особое место уделено контролю за качеством бункеруемого топлива и масла, поскольку из-за некачественного топлива уже происходили аварии. Так, например, этим летом от пожара пострадало судно на Средней Волге», - рассказал собеседник агентства. Учитывая тяжесть аварий, связанных с танкерами, по всем судам будет проведен анализ соответствия оборудования экологической безопасности на соответствие требованиям Правил экологической безопасности РР от 2002 года.


    В минувшую навигацию 220 танкеров прошедших по Неве совершили 1340 судозаходов в систему Волго-Балта. Этот показатель на 230 судозаходов больше, чем в 2004 году. Всего было перевезено около 5 млн. тонн нефтепродуктов и зарегистрировано 9 транспортных происшествий. По словам Николая Фомина, никакого роста аварийности нет. Она стабильно удерживается примерно на одном уровне. А повышенное внимание к проблеме связано с тем, что из-за столкновения с мостами аварии переместились непосредственно в Петербург.

     

    Лариса Чаусова

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен